Главная

Що кажуть "Світ за очі"

Український лівий фолк
Киевский политех - один из крупнейших университетов в Европе, более 30 тысяч студентов, студгородок на 20 тысяч жителей. Революционные традиции начала века переплетаются здесь со студенческими бунтами последних лет. В десятках маленьких студенческих клубов, которые зачастую представляют собой несколько комнат в подвале общежития, каждый день проходят концерты, о которых вам напомнят сотни афиш. Чаще всего это выступления любительских студенческих команд, подражающих известным исполнителям.

Однако одна из афиш привлекла мое внимание названиями групп. "Город Солнца", "Панофобія", "Світ за очі". Захожу в клуб "Барвы". На столиках листовки лево-радикального содержания, на сцене маловыразительное выступление двух первых команд, публика заливает в себя пиво. И вот на сцене появляется группа "Світ за очі". И тут начинается нечто, чего в Киевском политехе еще не было. Солист группы Евгений Машталер представляя первую песню "Неправильний світ", говорит, что это песня о тяжелом положении рабочего класса Украины. Мелодичная фолк-роковая композиция заставляет зал оживиться, многие подпевали:

"Неправильний світ"

Робітник Петро у ванній вмивався
На роботу до заводу він збирався
Мило сяяло проміння у вікна
Усміхалася дружина чарівна.

Так щодня до пізньої години
Не для себе він працює - для дитини
Щоб зібрати принаймні до школи
Щоб дитинство було у Миколи!

Щодня на сході сонце сходить
І розквітає навесні квіт!
А мене думка непокоїть -
Якийсь неправильний цей світ!

Сяє сонце не лише Петрові зранку
Ось Іван збирається до банку
У срібляний мерседес він сідає
За прибутком від заводу вирушає.

Закінчилися години турботи.
Він - "дитина вибору свободи"
Можна в казино пограти чи поїсти
Такі Івани - то капіталісти!

Щодня на сході сонце сходить
І розквітає навесні квіт!
А мене думка непокоїть -
Якийсь неправильний цей світ!

Несколько лирических песен и девочки уже рыдают, а парни, задумавшись пьют все больше пива. Напоследок начинает звучать мелодия старой кубинской песни "Команданте Че Гевара", текст на украинском. В зале взрыв эмоций. Выступление закончилось, но все требуют "продолжения банкета". Несколько десятков человек, среди которых были замечены и активисты киевской организации ЛКСМУ, направляются в ближайших магазин со скандированием: "Роботи - зарплати! Буржуїв всіх за грати!" и "Че Гевара!". До поздней ночи в студгородке слышались песни.

На следующий день прихожу в общежитие к солисту группы "Світ за очі" Евгену Машталеру, чтобы взять у него интервью.

1. Женя, с чем связан твой выбор? Сегодня по радио и телевидению редко можно услышать песни о социальном неравенстве, о рабочем классе. Как ты пришел к такой гражданской позиции?

- Выбор? В той ситуации, в которой оказался современный молодой человек, а тем более честный трудящийся человек слово выбор, по-моему, не применимо вообще. Мы с ребятами - выходцы из простых семей - дети рабочих или интеллигентов, приехавшие в Киев из разных регионов Украины. Мы не понаслышке знаем и каждый день видим "руину", в которой пребывает сейчас общество. Это и нищенское существование наших родителей - учителей, врачей, рабочих. Это и запущенность, и безыдейность молодежи. Потому писать песни о цветах и вечной любви как-то даже совесть не позволяет. Конечно, были и такие песни, они и есть, но о них я расскажу позже. Мы считаем, что молчание в наше время равнозначно преступлению. Мы просто не имеем права, будучи молодыми и жаждущими справедливости пускать со сцены однодневные мыльные пузырьки. Наши глаза и уши, наша жизнь и жизнь наших людей привела нас к протестной музыке, музыке заставляющей просыпаться и осознавать себя борцом с этим неправильным миром.

2. А как родилась песня "Неправильний світ". Какова ее история?

- Ответ на этот вопрос содержится в ответе на твой первый вопрос. Особой истории у песни нет. Скажу лишь, что текст песни - простое описание соотношения антагонистических классов современности. Мы сознательно "нарисовали" ее в черно-белых красках. Считаем, что так будет проще для восприятия и понимания ее идеи. А вообще не буду рассказывать. Лучше просто услышать...

3. Сегодня в левом движении есть люди, которые утверждают, что рок отжил свое, что на смену ему приходят другие формы протестной музыки, например, рэп. Что ты об этом думаешь?

- Рок будет жив до тех пор, пока он будет нести дух борьбы. Если этот дух присутствует в творчестве музыканта, поэта, художника или режиссера, значит, их творчество - не канет в лету. Главное чтобы эти люди выражали через свои работы наиболее прогрессивные идеи на том или ином историческом этапе. Так в истории навеки утвердились имена, например, Бетховена, величайшие произведения которого рождались под канонады Великой французской революции, Джона Леннона, множество имен.

Другой вопрос, что рок-музыканты и группы, которые некогда считались протестными, постепенно выродились или вырождаются - кто-то "опопсел", кто-то вообще сник, исчез. Но я надеюсь, что можно дать толчок развитию нового рока. В этом я и вижу цель нашей музыки.

Ты знаешь, что мы играем не только рок. В своих экспериментах мы стараемся использовать и джазовые, соул-мотивы, фанк, конечно же элементы фолка.

Возможно, кого-то и удивит разносторонность наших музыкальных интересов, но в каждом стиле или музыкальной форме есть свои преимущества и недостатки. Рок, джаз - это прекрасная возможность проявить себя как музыканта-инструменталиста, но в то же время достаточно ограниченные текстовые возможности. В рэпе все наоборот - поток сильной поэзии с простым музыкальным рисунком.

Но есть ребята, которым можно позавидовать. Нам нравится группа "Sixtynine". После того как мы познакомились с их EP, у нас в принципе возник новый интерес к рэп-культуре. Я думаю, что у такого протестного рэпа - большое будущее. Мы сами имеем в активе несколько рэп-композиций, сделанных больше для себя, чтобы попробовать свои силы в новом жанре.

4. Не думаешь ли ты, что с теми текстами, которые ты пишешь, тебе будет тяжело "пробиться", что большинство радиостанций и телеканалов никогда не "пропустят" их в эфир?

- Думаю. Но вышло же у Виса, например. Да, нужно приложить максимум усилий, но я уже говорил, права отступать мы не имеем потому, что мы поем от имени многих. Мы осознаем себя борцами с окружающей буржуазной действительностью и будем делать все возможное, чтобы нас услышали, увидели, поддержали. Хотя подчас приходится принимать правила игры, навязанные нам современным "шоу-бизнесом". Но, думаю, придет время, когда он с нашими общими усилиями перестанет быть бизнесом.
5. Ты поешь только на украинском. Не боишься ли ты быть непонятым, скажем, на Востоке и Юге Украины, где большинство составляет русскоязычное население или в России?

- Ты прав, Украина - многонациональная страна и тут часть людей, скажем так, не достаточно хорошо владеет украинским языком. Но тот, кто тут живет, по крайней мере, понимает его. И я, и остальные ребята уважаем русский язык. Но наш родной язык, как ни странно, последние лет 10 находится в очень сложном положении. Ни для кого не секрет, что украинский - все явственней превращается в язык провинции, а ведь он заслуживает большего. Это язык Франко и Шевченко - революционеров мирового масштаба. Так что пропадать ему мы не дадим. В конце-концов - это язык, на котором мы мыслим и который способен вдохновлять. Я общался со многими людьми, не знающими украинского, но они обращали внимание на его силу, экспрессивность, не говоря уже о мелодичности. Я считаю, что одно из заданий нашего творчества - поднятие интереса к нашей культуре, истории...

Кстати у нас есть стихи на русском, немецком, венгерском языках, но до их воплощения в песнях дело еще не дошло. Уж сильно большой массив украиноязычной поэзии. Надеюсь, что украиноязычные песни только поднимут интерес к революционным традициям украинского народа, как в Украине, так и в России и других странах.

6. Как, по-твоему, будут развиваться отношения между леворадикальным молодежным движением и авторами современной протестной музыки?

- А какой еще может быть протестная музыка, если не лево-радикальной, как ты выразился? Вставь в предложение вместо слов "лево-радикальная" какое-то другое (либеральная или социал-демократическая) и мы все вместе широко улыбнемся, - настолько нелепо это будет звучать. Рано или поздно, может, даже не замечая того сам, прозреешь: "Да я же выражаю левые идеи!". Кто-то может и испугается, если буржуазная пропаганда уже завинтила последний болт в его неокрепшее сознание. Но я не боюсь и тем более не стесняюсь признавать себя борцом. А быть борцом за изменения в жизни честного человека сегодня, значит, находится в левом движении. Все просто. Думаю, с той реальностью, которую мы имеем и тем более усугублением противоречий современности все больше и больше людей во всех странах будут это понимать. Мы хотим им помочь, так как мы это умеем.
SZO2.mp3
Робітник Петро
SZO_che.mp3
Hasta siempre, Comandante
  Беседовал Сергей Киричук