Главная

Так пел Джо Хилл

Слово о классовой песне
"Я хотел жить в народной песне, подобно Джо Хиллу"

Леонард Коэн

Всякое революционное движение имеет свою мелодию. Она озвучивает дух преображающего мир времени, передает содержание заполняющей его борьбы. "Марсельеза" и песня расстрелянных ткачей Лиона, баррикадные гимны европейской революции 1848 года, подхваченные Парижской Коммуной, "Варшавянка" и "Машинушка", песни русских революций, гражданской войны и антифашистского сопротивления. Музыка, тексты "Интернационала" – картина векового противостояния классов, и, одновременно, руководство к новому действию. Все они – краски, рисующие нам жизнь замечательных эпох.

Революционная песня часто оплакивает павших бойцов. Но она также умеет жалить, кусать, в полный голос издеваться над своими врагами, и потому гражданская война невозможна без "Яблочка", а мексиканская революция - без "Кукарачи". Песня служит важнейшим инструментом классового сопротивления, удобным орудием поднимающихся с колен рабочих. Зачастую, она представляет собою зародышевую форму протеста против хозяйского гнета, затем выступает как организующее средство, как эмоциональное выражение чувств пролетариата - его страданий, гнева, боевого запала, радости первых побед, горечи зовущих к мести поражений. Буржуазии труднее всего отнять у рабочих их песни. Хозяева жизни могут попытаться купить их – что неплохо удается им сегодня. Однако новый подъем классовой борьбы с неизбежностью озвучит рождение новых революционных куплетов.

Образ Джо Хилла, созданные им песни американских рабочих, выразили могучее движение пролетариата Соединенных Штатов Америки, - метрополии мирового капитала. Его ставшее классовой легендой имя обобщает в себе историю американского пролетариата - сквозь призму истории уникального профсоюза "Индустриальные рабочие мира".

Полиция знала его как Джозефа Хиллстрома, а настоящее имя одного из самых видных и опасных для властей "организаторов" ИРМ - Йоэль Эмануэль Хеглунд - было мало известно при жизни рабочего поэта. Девятый сын железнодорожника из шведского городка Эвле, он еще в юности эмигрировал в США, в составе эмигрантской армии подданных дряхлых скандинавских монархий. Здесь Хеглунд становится одним из сотен тысяч "работяг Джо". Собственным трудом чернорабочего, докера, батрака и шахтера он испытал на себе тяжесть беспощадного хозяйского гнета. Но, словно бы назло этой проклятой жизни, Джо поет, - любовью к песне отличалась вся семья молодого рабочего. Еще не будучи профактивистом, неважно владея английским, Хиллстром-Хилл сочинял шутливые куплеты, дразнящие и высмеивающие хозяев вместе с послушной им полицией. В стихийных бунтах рабочих они были незаменимы, как соль. Соль борьбы.

Впоследствии Джо напишет: "Листовка, как бы хороша она ни была, читается только один раз. Песня же выучивается наизусть и повторяется многократно. И я твердо убежден в том, что если кому-то удастся выразить несколько холодных, всем известных фактов в песне и одеть их в юмористические одежды, чтобы они утратили свою сухость, то он сумеет достучаться до гораздо большего числа рабочих, слишком ограниченных и равнодушных для того, чтобы прочесть листовку или статью об экономике".

В 1910 году, в Калифорнии, Хеглунд вступает в легендарное объединение синдикалистов – "Индустриальные рабочие мира", и вскоре занимает пост секретаря местной организации этого рабочего профсоюза, подчинив задачам рабочего движения свою любовь к песне. На следующий год Джо Хилл опубликовал свое первое классовое стихотворение "Проповедник и раб" (на мотив клерикальных куплетов "Армии спасения"). После этого его песни появлялись на свет одна за другой. Они рождались на митингах и забастовках, передавались устно и на печатных листах. Уже вскоре этот активист "уоббли" приобрел огромную популярность в рабочей среде. Он писал политические стихи, пародии, куплеты на мотивы популярных шлягеров. Во время знаменитой стачки текстильщиков в Лоуренсе, когда увещевания шефа местного желтого профсоюза, Джона Голдена, почти заставили рабочих отказаться от их борьбы, Джо тут же написал несколько куплетов об этом наемном слуге хозяев - и толпа выкинула профбосса вон из фабрики.

Работы Хилла заполняли периодически обновляемый "Маленький красный песенник" - сборник боевых песен ИРМ. Вся рабочая Америка распевала сатирическую песню "Кейси Джонс - скэб", написанную в поддержку бастующих железнодорожников. Скэб - вошь, штрейкбрехер; именно так называли классовых изменников. Джо Хилл был автором не менее популярных гимнов ИРМ - "Рабочие мира, пробуждайтесь!", "Мы споем", десятков других известных рабочих песен.

Многие из них еще при его жизни переводились на немецкий, испанский, русский, идиш и другие языки рабочего мира. «Если завтра я улечу на Марс, то и там немедленно начну организовывать рабочих, строящих марсианские каналы, в рабочий профсоюз, и мы с ними будем разучивать хорошие старые песни и петь их как можно громче, чтобы астрономы на Земле, раз и на всегда, получили доказательство жизни на Марсе... я не занимался ничем, кроме попыток сделать нашу Землю немного лучше для класса трудящихся, и я нахожу большое удовольствие от того, что за всю свою жизнь не обманул никого: ни мужчину, ни женщину, ни ребенка», – писал Хилл редактору «Солидарности» Бену Вильямсу.

Его песни были эффективным оружием классовой пропаганды, и это как нельзя лучше понимали американские власти - они без особенных церемоний расправлялись с активистами ИРМ. За короткий пятилетний срок классового творчества Хилла буржуазия предприняла несколько попыток уничтожить "поющего активиста", чтобы заткнуть глотку песенному сопротивлению. Наконец, в январе 1914 года, полиция Солт-Лейк-сити арестовала Джо, предъявив ему сфабрикованное обвинение в убийстве. Буквально накануне он стал одним из организаторов стачки пятнадцати тысяч шахтеров в штате Юта.

Профсоюзные активисты и немногие либеральные демократы из Гринвич-Вилладж развернули национальную кампанию в защиту Хилла, получив многочисленные отклики международной поддержки. Но в это же время вне закона оказалась сама «непатриотичная» ИРМ, в одиночку выступившая против участия в мировой войне. Рабочая поддержка знаменитому политзаключенному была подавлена буржуазией. Джо Хилл был обречен оказаться на расстрельном плацу штата Юта. Он продолжает писать в заключении, и создает новые песни "для будущих поколений рабочих бунтовщиков": в том числе марш "Мятежная девушка", посвященный Элизабет Герли Флинн, и знаменитую песенку "Долог путь до миски супа". Годы спустя, во время Великой Депрессии 1929 года, она станет гимном многомиллионной Лиги американских безработных.


За несколько часов до казни тридцатилетний Джо написал свои последние стихи. Впоследствии они получили всемирную известность как "Завещание Хилла":

О завещанье ль думать мне!
Ведь нечего делить родне.
К чему ее печальный вздох?
"К камням лавин не липнет мох".
А тело - был бы выбор мой -
Я сжег бы в пепел огневой,
Чтоб ветры весело в полях
Развеяли цветам мой прах,
Чтоб увядающий цветок
Опять воскреснуть к жизни мог.
Вот все, о чем бы я просил.
Желаю счастья вам,
Джо Хилл.

Он был расстрелян 19 ноября 1915 года, и за день до гибели отправил телеграмму на имя руководителя ИРМ Билла Хейвуда: "Прощай, Билл! Я умираю как настоящий повстанец. Не тратьте время на скорбь. Организуйтесь". Слова этой предсмертной записки доныне остаются боевым лозунгом рабочего класса США.

Тело Хилла перевезли в Чикаго. Его похороны собрали свыше тридцати тысяч безутешных рабочих – люди добрались на них со всей страны. Днем позже журналист "Нью-Йорк Таймс” опасливо спрашивал: “не станет ли мертвый Хиллстром еще опаснее для социальной стабильности?”. Во всяком случае, он угрожает ей – даже сегодня, без малого сто лет спустя. Песня Альфреда Хэйеса и Эрла Робинсона – «Вчера вечером я мечтал, что встречаюсь с Джо Хиллом», стала американской народной песней. Профсоюзные активисты пели куплеты "Кейси-Джонса" и всемирный гимн "уоббли" в Сиэттле 1999 года, на первой масштабной акции антиглобалистского протеста. Это был лучший реквием по замечательному рабочему поэту. Его стихи продолжают организовывать мятежные массы.

Пожалуй, это все, что нужно сказать словом о классовой песне Джо Хилла. А лучше - самому запеть ее на языках рабочего класса своей страны.
"Я умираю как настоящий повстанец"
Джо Хилл
На похоронах Джо
"Красный песенник" ИРМ
Песни - оружие индустриальных рабочих
Завещание
  Андрей Манчук