Главная

Интервью с Товарищем У

На бастионе Ленина
Товарищ У - возможно, один из лучших революционных художников нашего скудного на такие феномены времени. Кто-то назовет его "околореволюционным", - но какая разница, как определить, кто из нас ближе к остывшему теплу революции? Рисунки Товарища У опубликованы на сайте tov.lenin.ru. Они говорят сами за себя, и не нуждаются в особых похвалах. Их дополняют стихи и эссе авторства Товарища У, а самым удивительным местом этого по-хорошему удивительного сайта является ленинский цитатник. Это нехрестоматийная подборка ленинских мыслей, сработанная без ерничанья, вдумчиво и любовно.

Обо всем этом, равно как и о многом другом, читайте в интервью с Товарищем У, с которым беседовал редактор communist.ru Андрей Манчук.

А.М:
– Ленин сегодня. На минувшей неделе мы отметили 133-ю годовщину со дня его рождения. Каким Вы изобразили бы его теперь? По-прежнему одиноким?

Тов.У:
– Безусловно одиноким. До безысходности одиноким.

Ваша работа "Одинокий как Ленин". Есть мнение: если рядом Ленин, - ты уже не одинок, и это с очевидностью показано на Вашем рисунке. Есть мнение: если Ленин по-прежнему с нами, а мы действительно с ним - это достаточно оптимистичный сюжет. Разве нет?

– Хорошая трактовка, имеет право... Видите ли, Владимир Ильич, к счастью, не с нами. Слишком глубоко, так сказать, мы завязли. В.И. есть знак, ориентир, указатель, пример, который поможет нам из этого болота, из топи этой, выбраться наконец.

Маяк?

– Да, маяк, совершенно верно.

Это касается только общего восприятия ленинского образа? Рассматриваете ли Вы его в качестве обязательного примера для политической деятельности - здесь и сейчас?

– Почему нет? Человеческое стремление к справедливости не умрет никогда. Я сейчас готовлю работу - "Ленинизм как стиль". Ленинизм - это понятие не только политическое, это понятие метафизическое, религиозное, если хотите.

То есть, ленинизм = стремление к справедливости? Но у разных человеков разная правда. У буржуа она своя. У Ленина - иная, действительно человеческая.

– У буржуа по определению не может быть правды. Правда - понятие внечеловеческое. Буржуа по определению не способен выйти за собственные пределы.

Проект tov.lenin.ru - каковы его цели, и насколько их позволяют достигнуть задействованные Вами художественные средства?

– Цели - самые разные и самые серьезные. Упор делается на определенное мироощущение, не мировоззрение, а именно мироощущение. Носителей которого становится все меньше. Графика, поэзия, статьи - это все только ключики, крючочки, приспособления, с помощью которых достигается одна большая цель.

"Остаться человеком"? И помочь в этом другим?

– Остаться, заметьте, как это ни банально звучит, не просто человеком, но "Человеком с большой буквы" Человеком в высшем понимании этого слова. См. по этому поводу мою работу "А.М. Штирлиц". Преодолеть в себе человека, чтобы иметь право называться человеком.

А как же любимое марксово "ничто человеческое мне не чуждо"? Нет ли здесь угрозы оторваться от земли, от жизни? Идя к Человеку, уйти от людей?

– Идя к Человеку, можно и должно уйти от людей. Не нужно бояться остаться в меньшинстве - нужно бояться остаться в большинстве, тупом и косном. Сделать свое сознательное одиночество залогом грядущего человеческого единения, - вот это, по-моему, достойно.

Нет ли здесь "богочеловечинки", как это называл сам Владимир Ильич, материалист до костного мозга, разоблачающий метафизику во всех ее возможных личинах?

– Богочеловечинка? Не без того. Что касается позиции юбиляра... Например, он отрицал и роль личности в истории. На словах. А на деле - собственным примером показал, сколь громадна может быть роль этой личности.

Ваши работы против попов и поповщины создаются на фоне клерикального наступления в буржуазной России. Попы хотят учить наших детей. Ваше мнение - чему?

– Попы ставят знак равенства между собой и богом. А богу не нужны посередники. Ставить в церкви богу свечку - все равно что экзаменатору коленки показывать. Впрочем, и среди попов встречаются симпатяги, люди верующие в то, что они говорят. Большинство же преследует просто корыстные цели.

К слову, о Марксе. Равно, как и о Плеханове, Горьком, Маяковском, и других. О всех тех, кто сделал возможным Ленина, кто был рядом с ним, кто писал его для нас. Насколько они причастны к Вашему творчеству?

– Я не политик, я, прежде всего, художник. Маркса я уважаю, хотя, думаю, им слишком злоупотребляли в прошлом веке. Плеханов мне малоинтересен, бездна, фигурально выражаясь, через него не дышала. Горького считаю величайшим писателем, к сожалению, совершенно непонятым и нераскрытым. В этом он очень схож с Лениным. Маяковский, как фигура, тоже многомерен и безупречен.

Для В.В.Маяковского, равно как и многих его современников, понятия "художник" и "политик" (в смысле: художник и политик - революционеры) были органичны и неразделимы. Что изменилось сегодня? Время, художники, политики?

– Художник невольно является политиком, хочет он того или нет. Об этом, снова-таки, великолепно писал юбиляр. Любому художнику тесно в рамках политики, но так или иначе, он находится в этих рамках. Изменилось же все. Политики, художники, время... Даже у собак на улицах абсолютно новые морды. Не изменяться вместе с окружающей средой нельзя. Однако есть вещи базовые, духовные, если хотите, хоть это и по-поповски звучит, которые должны оставаться в неприкосновенности. Изменение - не то же самое, что предательство. Мир болен предательством, он потерял всякое достоинство. С этим нужно бороться.

В одном из Ваших прошлых интервью Вы говорите: "Главная задача, задача №1 - издать рисунки, образчики которых находятся в Галерее, вырваться, наконец, из виртуального мира". Насколько это удалось Вам сегодня? Каким Вы видите этот прорыв - в виде художественных альбомов, или на страницах левой рабочей прессы, которая уже публикует Ваши рисунки?

– Ну, насколько удалось... Не намного, прямо скажем. Были потенциальные издатели, были разговоры про то, что да, надо это сделать, но дальше этого дело так и не пошло. Так что я по-прежнему на девять десятых виртуальная личность. Между тем, по-настоящему эти вещи, убежден, должны сработать именно вживую, собранные воедино, оторванные от текущего момента, к которому они привязаны в прессе.

То есть, все-таки, альбомный вариант прежде всего? Но Вас уже печатают, а значит, востребуют, в нашей левой прессе. Быть может, жизнь выберет это русло, этот формат?

– Жизнь таки, да, выбрала его, но останавливаться на этом не хотелось бы. Пресса предполагает разрозненность; для полноты восприятия важно все свести воедино. В идеале не только рисунки, но и тексты, и стихи.

Некоторые Ваши работы сравнивают с гравюрными работами Франца Мазерееля. Другие - с журнальной графикой Дейнеки. Согласны ли Вы с такой оценкой нашей левой публики?

– Величайший график - Йозеф Лада. У него я многому научился. Очень много взял от индейского искусства, от ацтеков-толтеков разных. Вот где выразительность и лаконизм доведены до предела. Дейнеку - не люблю. Его коренастые и кривоногие люди с флагами неестественны и безжизненны. Есть в нем такой прихлебательский конформизм.

А графика Хосе-Гваделупе Посады, газетные работы Ороско, Герреро. Вообще - мексиканская революционная графика. Она близка Вам?

– Мне вообще близка революционная графика. Русская революционная графика великолепна, мексиканская почти не уступает. Есть в ней замечательный и неподдельный пафос, что особенно ценно для нашего тупого и вялого времени.

Знаете ли вы конкретные персоналии художников, к которым применимо слово "контрреволюционер"?

– Талантливые контрреволюционеры, безусловно, существуют. Тот же адмирал Колчак, по некоторым сведениям, является истинным автором романса "Гори, гори, моя звезда". Однако современную российскую околокультурную истеблишмент-тусовку и контрреволюционерами назвать нельзя. Это просто взбесившиеся желудки.

Йозеф Лада, в частности, известен классическими иллюстрациями к гашековому "Швейку". Гашек - бесспорный революционер, даже безотносительно к большевистским страницам его удивительной биографии. Насколько он Ваш писатель?

– Очень близок. Его "Швейк" - это не какое-нибудь там юморное зубоскальство, но великолепный философский трактат. Это сравнимо с Лао Цзы, с книгами Кастанеды.

При том, что Гашек - сугубо земной автор? Как де Костер и Ромен Ролан, ныне почти забытые вследствие экспансии упомянутого Кастанеды - как впрочем и сам Гашек.

– Совершенно верно. Спустившись глубже, подняться выше. Так и должно быть. Экспансия Кастанеды - это преувеличение, конечно. Ваши бы слова да богу в уши... Экспансия Бритни Спирс - вот что сейчас происходит.

Вы считаете, что экспансия Кастанеды и Бритни Спирс не могут шествовать рука об руку?

– А может ли шествовать рука об руку экспансия Тани Булановой и Ф.М. Достоевского? Это вещи изначально разные.

Музыка. Какого Вы мнения о современной революционной музыке, и ее лучших образцах – я имею в виду проект Sixtynine?

– О группе Sixtynine слышал много, а вот послушать непосредственно пока так и не удосужился. Стыдно, хочу исправить сей недочет. Живой классик - Егор Летов. Именно так нужно синтезировать метафизическое и социальное.

Каким "имел смелость быть" Егор Летов? Что изменилось сегодня?

– Егор Летов, видимо, подустал немного, что неудивительно, учитывая масштаб им сделанного. В целом это, конечно же, символичнейшая, замечательная фигура.

В заявленном Вами Едином Фронте борьбы де Фюнес стоит рядом с Лениным и Фиделем Кастро. Почему?

– То, что наступает на нас сегодня, да и наступало всегда, делает это по всем направлениям. Искусство, религия, политика, быт... Стало быть, по всем направлениям нужно обороняться. Нужно разворачиваться как можно более широко. Луи де Фюнес, умевший приводить застывшую реальность в веселое и искрометное Движение Вселенское Сие, замечательная и сильная фигура.

В продолжение перечня муз революционного искусства. Ваши коллажи. Работы с Гитлером очень напоминают антифашистский фотоплакат Джона Хартфилда.

– В искусстве трудно, да и не нужно, быть единоличником. Ну, а о том, что нынешний враг будет пострашнее Гітлера, сказано было неоднократно, и говорилось об этом много. То был враг явный и открытый. С этим все гораздо сложнее.

В чем его сила, его опасность и преимущество перед своими историческими предшественниками?

– Этот враг действует на абсолютно новом уровне. У него нет никаких принципов, никакой идеологии. Есть, возвращаясь к началу нашей беседы, человеческое, слишком человеческое, обращающееся на практике в животное, слишком животное. Этот враг апеллирует к низким, животным инстинктам. С Гитлером сразу начала было все ясно, а этого врага каждый должен сначала победить в себе.

"Война продолжается?"

– Продолжается, еще как...

Вспоминается "Рот Фронт" - коллаж, одна из лучших Ваших работ. Вы считаете, что ленинизм сможет помочь преодолеть этот поток собственнической протоплазмы?

–Ленинизм, неоленинизм, отвечающий запросам современности обновленный революционный пафос. Замечательный и цельный кусок нашей истории, совершенно уникальный. Миссия Ленина давно вышла за рамки его времени, давно вышла за обозначенные самим Лениным границы. Этот человек создал один из величайших бастионов духа в борьбе с мировым злом. Неоднократно и жестоко атакованный, бастион Ленина до сих пор не взят. Надо быть полными дураками, чтобы им не воспользоваться.

Мы с Вами, - каждый по-своему - наследники дела, опыта, идеи Ленина - со всей банальностью и ответственностью этого утверждения. Нам вместе оборонять этот бастион. В этом смысле, автор проекта "Тов.У" и постсоветские коммунисты должны были найти друг друга. Вам так не кажется?

– Мне близки и глубоко симпатичны настоящие коммунисты. Потому хотя бы, что нашли в себе силы не предать в эпоху тотального предательства. Такими соратниками можно гордиться.

Раз так, итоговый вопрос. Как отличить настоящего коммуниста от его подделки? Также, как выделяют и отличают настоящих художников? Есть ли для этого универсальный ленинский критерий?

– Вопрос весьма сложный. Боюсь, четкого ответа на него нет. Я повторюсь: глубокий и живительный пафос - вот основа того, что имеет право называться настоящим.

2002 г.
  Андрей Манчук