Главная

Три лика Эмилиано Сапаты

Вождь крестьян в образах муралистов
Мексика и революция. Вся история этой особенной страны, на границе между борющимся миром Латинской Америки и цитаделью всемирного капитала - США, была непрерывной борьбой за освобождение. Мексиканская революция то тлела, то разгоралась; она существовала как постоянное сопротивление колониальному гнету – от испанских колонизаторов-гачупинов до новейшего империализма янки. У этой борьбы множество героев, ставших ее боевым знаменем. В их числе – вождь революционного движения крестьян, генерал Эмилиано Сапата.

Еще при жизни Сапаты история выделила его имя из множества громких фамилий повстанческих вожаков и деятелей революции. Они тоже вошли в историю страны ее национальными героями: борцы за независимость – Идальго, Морелос, Герреро; великий Бенито Хуарес, освободивший родину от интервентов-цивилизаторов и клерикалов; выдающийся крестьянский командир Панчо Вилья; генерал Карденас, решившийся на национализацию имущества американских монополий. Увы, почти все они превратились в колоритные легенды для потребления туристов – в то время, как революционная деятельность Сапаты давно перестала быть чисто национальным, мексиканским явлением. Больше того, она продолжает оказывать влияние на борьбу революционных плацдармов планеты.

«Сапата стал символом подлинно революционного крестьянского движения Мексики. То, что он сделал, было самым значительным в нашей революции», – считал Диего Ривера. Эта особенная роль Сапаты становится ясной даже после краткого описания его революционной деятельности.

Неграмотный крестьянин, организатор и командир повстанческой армии – ударной силы крестьянского движения Мексики, он умел ставить перед собой конкретные и, вместе с тем, смелые для своего времени цели. В своей борьбе сапатисты шли дальше общей задачи всех революционных сил, добивающихся свержения диктатора Диаса. Они требовали полной экспроприации помещиков-латифундистов, распределения всей мексиканской земли между всеми обрабатывающими ее крестьянами. Они понимали и признавали: для достижения этой цели недостаточно посадить в президентский дворец нового популярного проходимца. Сапата говорил о коренном изменении политической системы, которое поставило бы всю политическую власть под контроль крестьянских и рабочих представителей. Он приветствовал октябрьскую победу рабочего класса России, и в конце своей жизни пытался следовать опыту коммунистов Советской Республики. Предпринимал попытки выработать систему крестьянской власти на основе поселковых сходов и выборов походных командиров, что во многом напоминало систему советов. Добиваясь эмансипации индейских народов, этот народный генерал не делал разницы между интересами бедноты своего штата и всей Мексики. Эти особенности выделили борьбу сапатистов на фоне остальных событий гражданской войны в Мексике – междоусобных разборок генералов и президентской чехарды.

Всю свою революционную жизнь Сапата учился. Учился распознавать врагов своего класса, не бояться их угроз, не верить в их обещания, бороться с ними. Учился грамоте и современным политическим теориям. Обучал всему этому своих бойцов. Считал необходимым обеспечить образование крестьян повстанческой армии. Он понимал, это – необходимое условие для ее победы.

Эту особую роль Сапаты прекрасно понимал его враг – мексиканская буржуазия. К этому времени, она вновь обеспечила себе контроль над Мексикой – руками и кровью обманутого крестьянства. Сапату нельзя было купить – ни деньгами, как большинство генералов, ни лестью и обманом, как наивного Панчо Вилью. В 1919 году, после многочисленных неудачных попыток покушения, Сапату застрелили накануне сельского митинга. Его убийца получил от правительства сто тысяч песо и чин генерала.

В отсутствие организованной рабочей партии движение крестьян было обречено на поражение. Однако новые хозяева Мексики не подозревали, что борьба в южных мексиканских штатах будет продолжаться в течение десятилетий, и перейдет в новый век; что в 2001 году их лидер Маркос совершит триумфальный поход на Мехико, по старому «маршруту» Сапаты. Что опыт борьбы его крестьянской армии, создание «освобожденных районов» с партизанской администрацией, окажет серьезное влияние на деятельность Мао, Фиделя Кастро, Че Гевары, Хо Ши Мина, определит стратегию и тактику многочисленных повстанческих групп Латинской Америки и всей планеты.

Сапата был ярким типом вождя поднявшегося с колен трудового народа. Он рос и формировался вместе со стремительным развитием революционного движения, поднимающего униженные и угнетенные классы на невероятную человеческую высоту. Множество подобных ему образов «полевых, командиров» были вылеплены из восставших крестьянских масс российской революции – Боженко, Чапаев, Котовский. Этот процесс блестяще изображен Серафимовичем в его повести «Железный поток» – революционное становление крестьянского командира Кожуха среди стихии его партизанской армии. Подобные люди становились первыми камешками революционной лавины. Их небольшие повстанческие отряды перерастали в полки, дивизии, а затем огромные армии, выжигая на своем пути всю нечисть старого порядка. Их образы вырастали из народной памяти о борьбе с угнетателями. В то взорвавшееся время песни о гайдамаках и опришках приобретали злободневное значение, а застольные легенды превращались в руководство к революционному действию, дополняя собою содержание красных листовок.

Народная популярность Сапаты еще при его жизни породила традицию его художественного изображения. Грубо написанные портреты вождя крестьян висели во многих крестьянских хижинах – вместе с богородицей Гвадалупской, а иногда заменяя ее. В простом образе Сапаты, в его народной одежде, крестьянин видел самого себя в своем революционном прошлом. Его дети видели в рисунках напоминание о борьбе отцов, призыв к ее повторению в настоящем и будущем. Ярмарочные сапатистские «иконы» были аналогом волжских лубочных картинок Емельяна Пугачева, украинской народной традиции изображения казака Мамая и Кармалюка.

Великие монументалисты: Ривера, Ороско, Сикейрос, создали серию рисунков и фресок Эмилиано Сапаты. Мы показываем только наиболее известные из них.

На фреске Риверы крестьянский командир ведет своего любимого коня – Бланко. Сапата всматривается вперед – в будущее революции и своего народа. За его спиной – молодые лица вооруженных крестьян. Сейчас они выступят, они готовы к борьбе и каждый из них может заменить в ней своего вождя.

Литография Сикейроса повторяет эпический народный стиль –лубочное изображение воина революции, сурового, твердого, как горы, из которых растет его фигура.

Картина Ороско передает момент выступления в поход, прощание крестьянской семьи. Над людьми тяжело возвышается фигура Сапаты. В ней – неотвратимость революционного пути, осознанное понимание его трагичности. Понятные человеческие эмоции и революционный долг – перед своей страной, своим классом и своей совестью. Выбор сделан. Иного пути нет.

В этих образах – непрерывная борьба против угнетения, за иную, лучшую жизнь, которая только и может создавать в себе героев, подобных Эмилиано Сапате. Исторический ритм этого движения передают слова сапатистской песни:

Твое сердце отныне стучит ту же песню,
Которую прекратило стучать моё.
Твои руки принимают оружие из моих рук.
И твои губы повторяют слова,
Сказанные мной перед смертью:
Мы растем из одного корня и против нас
Бесполезны топор и пила
Бесполезны напалм и пули.
Бесполезны деньги и старость.
Мы идем, и если я падаю, это значит,
Что ты ступаешь в мои следы


«Рабочий класс»

2001 г.
Образ Сапаты
Сапата Давида Альфаро Сикейроса
Хосе Клементе Ороско
И Диего Риверы
  А. Лиховод