Главная

Два Прометея

Классовая скульптура
В городе Днепродзержинске стоит один из самых замечательных памятников Украины - монумент "Раскованный Прометей". На площади, невдалеке от проходных металлургического комбината имени Дзержинского, высится стройная, увенчанная человеческой фигурой колонна. Прометей смотрит вверх. В его высоко поднятой левой руке - факел, правая сжимает обрывок порванных цепей, у ног - мертвая хищная птица в царской короне. Недавно он отметил свой восьмидесятилетний юбилей - великий рабочий памятник, который прозвали "Монументом освобожденному труду" - по аналогии с известной московской стелой, еще одним памятником первых лет революции.

Его автор - Алексей Яковлевич Сокол, талантливый архитектор, начальник заводского строительного цеха, выпускник Петербургской академии художеств. Революция, на сторону которой встал инженер - один из создателей металлургического завода, - позволила ему реализовать невероятную мечту о монументальном памятнике в маленьком приднепровском городе Каменка.

Сын инженера Сокола вспоминал: "Алексей Яковлевич сразу же откликнулся на предложение увековечить память павших борцов за Советскую власть. Он помнил рассказы старых рабочих о забастовке на заводе в 1903 году, когда с заводских ворот был сорван и брошен в грязь двуглавый орел - символ царского самодержавия. Тогда и возникла у него идея, в основу которой легла античная легенда о боровшемся за счастье людей Прометее, повергшем наземь хищника-орла. Прометей должен был держать высоко поднятый факел с вечным огнем. Замысел отца был одобрен каменскими большевиками, парткомом завода. И началась работа. Фигура Прометея была вылеплена в одном из классов первой трудовой школы (бывшей мужской гимназии). Воплотить скульптуру в металле взялся литейщик Гречнев - опытный и искусный мастер".

Во время лепки инженеру позировал другой известный литейщик - И.Манида. На высокую колонну у стен каменского завода встал рабочий-металлург, воплощенный образ Прометея своей эпохи - освобожденного, избавленного от цепей пролетариата. Фигуру памятника формовали и отливали из чугуна в течение двадцати ноябрьских дней 1920 года - последнего года гражданской войны. Затем работы над ним были отложены в связи с опустошительной засухой и голодом 1921-22 годов. Собранные среди городских рабочих пожертвования на монумент отослали в поддержку голодающих крестьян Поволжья и Тамбова. Торжественное открытие памятника "Раскованный Прометей" состоялось в ноябре 1922 года - к пятой годовщине Октябрьской революции. По решению завкома он был установлен на братской могиле коммунистов-металлургов, расстрелянных белогвардейцами на базарной площади Каменки. Старый базар был снесен, занятая им территория освобождена под площадку для мемориала. Памятник Прометею, монумент погибшим за освобождение своего класса рабочих, стал надгробным монументом на исторической могиле рыночных отношений.

Этот мифологический образ был понятен рабочим революционной Украины. Прометей был одним из них - первый металлург, первый революционер - бескорыстный борец за общечеловеческое счастье. Он дал людям огонь и ремесла, научил труду и искусствам - искусству труда. Во всем сравняв людей с богами, он, таким образом, освободил их от богов. В классической античной традиции собственно Прометей и являлся подлинным творцом умелого, а значит разумного человека - персонифицируя в себе само человечество, выступая символом его самостоятельного, свободного развития.

Но Прометей инженера Сокола совсем иной, нежели на чернолаковой росписи античных кратеров, картинах Йорданса и Гюстава Моро, или на знаменитой литографии с аллегорией закрытия "Рейнской газеты", политической трибуны молодого Маркса. Он положил начало новой художественной традиции. Со времен великой трагедии Эсхила человечество изображало прикованного, страдающего Прометея, терзаемого бесконечной мукой за совершенный во имя человечества подвиг. В таком виде он служил точным историческим символом многовекового рабства закованного в цепи человечества. Эпоха действительного освобождения человека - освобождения человеческого труда - выработало новый художественный канон. Прометей был раскован "своею собственной рукой". Вопреки мифологическому сюжету, согласно тексту рабочей песни, он получил избавление против воли бога-царя - Зевса, и без сверхчеловеческой помощи героя - Геракла. Такой, свободный, стоит он в Днепродзержинске - "городе пламенных зорь", упираясь в багровое от заводских сполохов небо.

Но в мае 2003-го года, у входа в днепродзержинский отель "Монтана" встал совсем другой Прометей. Маленький, приземленный, он делит свой факел с уменьшенной копией нью-йоркской Статуи Свободы - пародия на скульптуру Веры Мухиной. Поза Нью-Прометея безвольна, он выглядит прикованным к своей спутнице, богине безграничной рыночной стихии. Странная пара попирает постамент в виде земного шара, символизируя общемировое господство капитала и новое всемирное рабство человека труда. Точная классовая аллегория – эта бронзовая поделка установлена в честь восьмой годовщины компании "МиКомп" - одной из первых частных фирм в рабочем городе Днепродзержинске. Торговые вывески на фоне скульптуры особенно подчеркивают ее товарный, рыночный вид. Прометей служит здесь швейцаром, караулящим вход в фешенебельный отель.

Двум таким монументам не ужиться вместе. Останется только один - и хочется верить, что им будет прежний, раскованный Прометей. За его гордой, одинокой фигурой стоит борьба тысяч рабочих украинских заводов. Порой помимо собственной воли, они вновь выполняют историческую задачу своего класса - освобождение труда, освобождение человечества.

"Рабочий Класс"
Рабочий город социализма
Прометей прикованный. Аллегория на запрет "Рейнской газеты" Маркса
Раскованный Прометей
Новая кабала под видом свободы
Моделью служил рабочий-литейщик
Днепродзержинск. Факел Прометея
  Андрей Манчук