Главная

Яркие шелка социализма

Прикладное искусство Народной Кореи
В Киеве, в помещениях Украинского культурного фонда прошла выставка народного искусства Корейской народно-демократической республики, организованная при поддержке Всеукраинского Союза рабочих и Коммунистической партии Украины.

Первую за многие годы экспозицию искусства социалистической Кореи в Украине представляла группа корейских товарищей во главе с Ким Чжэ Собом, заведующим отделом выставок Главного выставочного управления КНДР. Выставка имела своей целью продемонстрировать лучшие образцы прикладного искусства Трудовой Кореи. В ее отделах были представлены вышивка по шелку, инкрустация из природного материала, акварели, выполненные оригинальной традиционной техникой. Каждой из работ характерно наследование классическому национальному стилю, который в то же время позволял отразить новое содержание корейского искусства. Впечатляла сложнейшая техника большинства экспонатов и огромная трудоемкость проделанной над ними работы. В создании особенно крупных и сложных по своему исполнению композиций приняли участие целые творческие коллективы мастеров.

Общее впечатление от выставки было ярким и сильным. Это признавали и случайные посетители, и ведущие специалисты в области прикладного искусства Украины, специально посетившие корейскую экспозицию. Народное искусство КНДР впечатляло в целом, как явление, и по нашей просьбе товарищ Ким Чжэ Соб рассказал о некоторых особенностях культурного развития социалистической Кореи:

"В первую очередь, мы считаем, что искусство должно быть общедоступным. Каждый должен иметь возможность заниматься искусством, а произведения искусства должны быть доступны всем и каждому. Только в этом случае искусство можно называть народным".

По словам корейского товарища, основной предпосылкой для становления народного искусства Кореи является общедоступное культурное и художественное развитие, которое стало возможным лишь после уничтожения диктатуры империалистов и феодалов. "В нашей стране искусством особенно много занимаются дети. Существует широкая сеть дворцов пионеров, кружков, студий... Все, как было у вас в прежнее время. Дети учатся народным традициям музыки, живописи, прикладного искусства".

Сравните эти слова с искренним, хотя отнюдь не коммунистическим свидетельством заслуженной артистки Молдовы, заведующей кафедрой истории музыки и фольклора молдавского госуниверситета искусств Елены Мироненко, посетившей фестиваль искусств КНДР: "Во всех общеобразовательных школах уроки по музыке каждый день, и каждый класс - хор. Все как один дети учатся играть на нескольких музыкальных инструментах. Представьте себе: гостей фестиваля сопровождали огромные, человек в двести, духовые оркестры из... юных девочек. А однажды увидели хор ПТУ певцов на триста, который пел так, что не снилось иному зарубежному коллективу... Высокий уровень профессионализма в сочетании с ангажированностью дает потрясающий результат. Корейцы просыпаются с мыслью о вождях и с нею засыпают. И на каждом шагу их благодарят. Благодарить действительно есть за что. Например, за дворец пионеров - огромнейшее здание, внутри мраморное - более двухсот кружков и студий, где дети чем только не занимаются. Как сказала переводчица, "у нас дети живут как короли"... Наши дети попали в заповедник, где отсутствуют беспризорники и детские дома, безработица и бомжи. А также базары и толкучки. Не говоря уже о преступности, киллерах, терактах. Об этом местные не знают и не понимают, и не объяснишь. Корейцы счастливы и улыбаются. Наверное, еще и потому, что им не нужно отдавать долги МВФ... Тем не менее ежегодно в проведение художественного фестиваля вкладываются огромные средства: только на нынешний пригласили 840 гостей из 40 стран мира, которые составили 100 делегаций".

Ким Чжэ Соб говорит: "Мы никогда не думали изолировать себя от мировой культуры... Наша культура, искусство сохраняют глубокие народные традиции и вместе с тем обогащают свой народ лучшими достижениями мировой культуры..." Он также подчеркивает - народное искусство Кореи ни в коем случае не отделено от общественной жизни. Напротив, оно служит важнейшим составляющим элементом общественного развития страны: "Основная цель нашего искусства состоит в том, чтобы давать людям яркие, положительные впечатления, вдохновлять их на повседневный труд, сделать приятным и разнообразным их отдых". Корейский товарищ уверен: традиционный стиль и сюжет большинства современных корейских картин не противоречит повседневным задачам социалистического строительства. В этом смысле актуальны известные слова Мао: "Мы должны принять богатое литературное и художественное наследство и лучшие литературные и художественные традиции старого Китая и зарубежных стран, но при этом должны задаться целью поставить их на службу народным массам. Мы вовсе не отказываемся использовать литературные и художественные формы прошлых эпох, однако эти старые формы в наших руках подвергаются переделке, наполняются новым содержанием, и тогда появляются новые, революционные произведения, призванные служить народу".

* * *
Красочные шелка корейской выставки заставили вспомнить о творчестве замечательной украинской советской художницы Александры Винокуровой - коммуниста, знаменитого мастера художественной вышивки, ныне уже покойной. Летом 1999 года мы побывали в домашней студии Александры Семеновны - огромной, завешанной картинами комнате, выходящей в тенистый сад, на старинные улочки города Черновцы. Ее дом стал музеем уже при жизни художницы. Она встречала здесь своих молодых учениц-вышивальщиц и многочисленных гостей. Рассказывала о том, как давно, в 1934 году, она, - молодая рабочая табачной фабрики, - окончила курсы вышивки в Симферополе - ради собственного интереса и удовольствия, из любви к творчеству. С тех пор Виноградова выполнила сотни работ, замечательных как высочайшей техникой исполнения, так и своим сюжетным содержанием. В шелковом изображении Ленина, преподнесенном в дар Всемирному конгрессу женщин в Женеве, было использовано около 40 оттенков красного цвета. Команданте Фидель Кастро, рассматривая свой портрет работы Винокуровой, никак не мог поверить в то, что перед ним действительно вышивка. Дотронувшись до шелка, он даже признал, что вышитая борода лучше знаменитой, настоящей. Иосиф Сталин, увидев свое вышитое изображение, представленное на XIX съезде партии, с благодарностью поцеловал художнице руку. То же самое сделали и мы - в знак глубокого уважения к хозяйке этого дома-музея, и ее замечательному, действительно народному творчеству.

Народное искусство Кореи, вне всякого сомнения, сродно социалистическому творчеству Александры Винокуровой. Их сближают сходные общественные предпосылки возникновения и развития. Их сближает мироощущение и идеалы. Их роднит общее предназначение, выраженное искусством мастера, - желание украсть свой новый мир яркими шелками социализма.

"Рабочий Класс"
  А. Лиховод