Главная

Бизнес-археология Украины

Кража истории
Их ищут металоискателями, извлекают специальными щупами, взрезая склоны древних курганов. Их поднимают со дна. Скифские бляхи из драгоценных металлов, наконечники стрел, античные амфоры, трипольская расписная керамика, византийские монеты, казацкие нательные кресты. Их вывозят за рубеж, продают на черном рынке внутри страны. Известняковые барельефы Ольвии средь бела дня скалывают и увозят на джипах, - пикантная деталь для интерьера богатых особняков, где уже стоят украденные из степей каменные бабы.

Отечественная история выкапывается и продается. Отечественная культура, еще не известные ее памятники, попадают в руки археологов-бизнесменов, в обмен на хрустящие зеленые бумажки. Отечественная наука археология остается не у дел, молча переживая нанесенный ей хищнический ущерб.

"Тайно проведенные неквалифицированные раскопки разрушают культурный слой, в котором был найден памятник. Мародеры оставляют без внимания, уничтожают предметы, возможно, представляющие для истории гораздо большую ценность, чем золотые украшения: скелеты, остатки пищи, тканей, по которым можно было бы полностью реконструировать панораму жизни наших далеких предков. Лишенные археологического контекста находки утрачивают значение носителя научной информации - и золотые изделия-памятники превращаются в кучку драгметалла... Речь идет о потере ценнейших памятников историко-культурного наследия, многие из которых имеют значение не только для изучения истории Украины, но и всей мировой истории", - говорит археолог академик Петр Толочко. По его словам у нищей украинской науки нет средств для конкуренции с великолепно финансируемой "теневой" археологией. У нашей науки о прошлом больше нет будущего.

* * *
Украинская археология минувшего века – яркая страница нашей культуры. За смелость, самоотверженность в научном познании ее можно назвать археологией социализма. Каждый год до трехсот государственных экспедиций отправлялись на причерноморские курганы, древнеславянские городища и площадки античных полисов. В Тиру, Ольвию, Никополь, Триполье, Розовку, Пантикапей, сотни других мест в урочищах и морских бухтах Украины. Научные сотрудники, - энтузиасты с обычной академической зарплатой, загорающие на раскопе практиканты-студенты, находили сокровища всемирного культурного значения. Наследие киммерийцев, скифов, сарматов, готов, аланов, протославянских культур. Описанные, тщательно изученные находки поступали в музеи, где с ними знакомилась массовая аудитория посетителей (Да, тогда в музеи ходили миллионы). В контексте экспозиции они уже не были набором мертвых предметов. Металл, камень, глина раскрывали свое глубинное, культурно-историческое содержание, позволяя воочию видеть жизнь безвозвратно ушедших эпох. Музеи тех лет выполняли роль общедоступной машины времени, что было показано в повести "На краю Ойкумены", - известной книге Ивана Ефремова, энтузиаста гуманистической археологии социализма.

Сегодня мы надежно застряли в собственном историческом прошлом, и украинцам уже не до музейных витрин. Нас низвели до борьбы за кусок хлеба, которой вынуждены заниматься и сами музеи. Они становятся анахронизмом. На смену им приходят частные коллекции горстки бизнесменов, закрытые для простонародных посетителей. Собрания Сергея Платонова, корпорации "Индустриальный союз Донбасса" и других хищников украинского капитализма. Именно они, эти толстосумы-коллекционеры, стимулируют организованный археологический грабеж, создавая рыночный спрос на незаконно добытые "артифакты"*. И сами охотно утверждают: попавшие в их коллекцию экспонаты уже не могут претендовать на статус археологических памятников. Теперь это не более, чем занятные безделушки. Временами они выставляются на персональных выставках, а в остальное время прозябают в частных собраниях, запрятанные от нас также надежно, как если бы они по-прежнему находились под многометровым слоем земли.

Академик Толочко безусловно прав: настоящий ученый, и просто культурный человек, не может быть коллекционером. Такой человек видит и признает культурную, историческую, художественную ценность археологического памятника. Для него важна общественная значимость археологической находки. Для коллекционера это не более, чем предмет наживы. Им движет утробное желание единолично владеть вожделенным предметом. Да еще - возможность потешить свое тщеславие, вернув толику краденных памятников и выставив себя благодетелем обворованной культуры. Его чувства развиты ровно настолько, чтобы оценить рыночную стоимость археологической находки. Он не способен видеть собственную ограниченность, выраженную в ограниченном доступе к своему частному собранию, огражденному от "посторонних глаз" человечества. Владея всем, они не владеют ничем. Скупив архитектурные артифакты, запрятав их в глубины бронированных сейфов, они все равно не обладают ими по настоящему - как общедоступными, обобществленными памятниками культуры.

Это настоящие чудовища, коммерческое хобби которых, к слову, имеет сугубо классовый характер. Коллекционеры артефактов, все, как один - «собиратели» заводов и фабрик. Те, кто выступает против их произвола в археологии, возмущаются очень избирательно. Коллекционеры-миллионеры всего лишь продолжают здесь свой общественный грабеж, перенося его в область престижного "культурного" бизнеса. Согласно оценке ООН, он входит в десятку наиболее доходных сфер глобальной предпринимательской деятельности.

Все попытки оправдать эту кражу нашей истории не стоят ломаного гроша - даже с точки зрения действующего буржуазного законодательства. Согласно закону "Об охране культурного наследия", памятники археологии, независимо от форм собственности территории или водного объекта, на которых они размещаются, являются государственной собственностью и принадлежат народу. Застенчивые разговоры о "теневой" и "черной" археологии замазывают суть дела. Бизнес-археология - обыкновенная кража, ответственность за которую несут и скупщики краденного - предприниматели-коллекционеры. Те, кто уже отобрал у народа все его достояние на земле и под землей Украины.

Конечно, они только посмеиваются над послушной им буквой закона, используя его для достижения своих преступных целей. В канун 18 мая - профессионального праздника музейных работников, коллекционеры делают последний шаг на пути к узаконенному грабежу наших музеев. Государственная туристическая администрация Украины подготовила программу "реализации экспонатов не раритетного характера из фондов музеев, с целью привлечения дополнительных средств для улучшения материальной базы". За этой воровской инициативой стоят уже знакомые нам коллекционеры, которые и без того потихоньку скупают экспонаты музейных запасников. "Предложение продавать часть музейных коллекций, чтобы были деньги на ремонт, выглядит просто чудовищно. Возможна распродажа музейных фондов по смешным ценам. Провинциальные музеи будут просто куплены", - констатируют в министерстве культуры. Разоренные капитализмом музеи действительно будут организованно раскупать - по тому же принципу, что и пущенные по миру промышленные предприятия страны. Они уйдут с молотка.

В скором времени в Украине останется одна только археология капитализма, удовлетворяя потребности хозяев частных собраний. Нашим древностям уготована участь товара. Только новое обобществление культуры, дорогу которому откроет новая социалистическая революция, положит конец уничтожению неоценимого исторического достояния украинского народа. Но уже сегодня наши культурные потери огромны. Во многом - необратимы.

* * *
Описанная культурная катастрофа не является спецификой украинского капитализма. Напротив, это норма глобальных культурных отношений начала XXI столетья - отношений, имеющих исключительно рыночный характер. С этим пытаются бороться - пока что, очень культурным путем. В начале текущего года представители профессиональных культурных организаций из 35 стран мира собрались в парижском Лувре, добиваясь безоговорочного исключения культурной продукции из сферы регламентации Всемирной торговой организации. Они настаивали на необходимости принять глобальную конвенцию, которая передала бы регламентирование рынка культурной продукции от ВТО к ЮНЕСКО.

Вскоре после этого мы видели уничтожение и разграбление музеев Ирака, гибель библиотек и памятников архитектуры, публично уничтоженных оружием империализма. Благонамеренные пожелания участников луврской встречи не были услышаны. Наше культурно-историческое наследие не спасти на форумах и конференциях. Необходимым условием для освобождения человеческой культуры является освобождение самого человечества. В противном случае, у нас не будет ни прошлой, ни будущей истории.

"Рабочий Класс"

* "Артифакт" – модный термин коллекционеров. Он подразумевает разницу между научно описанным археологическим экспонатом и "дикой" находкой в руках археологов-бизнесменов. Добытое из фэнтэзийных книжонок слово показывает культурный уровень собственников, равно как их отношение к памятникам истории и культуры.
  Андрей Манчук