Главная

Эффект танго

Танец, украденный буржуазией
Эа! Вчера они убивали нас работой, сегодня - на улицах. Стреляют в рабочих, как в скот. Мы не простим им этого никогда. Не забудем расправы над бедными братьями.

Танго "Васена". Буэнос-Айрес, 1919 год

...уже четвертый раз за третью неделю я без работы... Не знаю, что теперь буду делать, но так больше не могу {смеется}. Сейчас, наверно, пойду танцевать танго, а потом зарежу собаку - хозяина. Я хотел зарезать и нашего последнего президента! Я бы с ним станцевал, а потом зарезал!

Из уличного интервью. Буэнос-Айрес, январь 2002


Этот танец-песня - прямое историческое порождение капитализма, своего злейшего культурного врага. Согласно традиции, его принято считать аргентинским, но на самом деле танго изначально лишено своего строго определенного отечества.

Скотоводческая Аргентина стала первой по-настоящему капиталистической страной континента, и в начале минувшего столетья ее народившаяся индустрия жадно впитывала в себя мировые потоки рабочей силы и крови. Мощные пароходы втягивали в дельту Ла-Платы гигантские жилые баржи - "плавучие бараки", нещадно измотанные океанической качкой. Их человеческой начинкой служили сотни тысяч иммигрантов из Старого Света - итальянцев, немцев, греков, испанцев, африканцев, балканских славян и галицийских украинцев. Они оседали в Буэнос-Айресе - крупнейшем городе Южного полушария, ведущем промышленном центре Латинской Америки. В великом городе противостояния труда и капитала, где скотобоен, железных дорог и итальянских рабочих было больше, нежели в самом Чикаго. Во всяком случае, именно так гласила известная в обеих полушариях эмигрантская поговорка, а точнее - куплет популярного аргентинского танго "Новички-безработные". Буэнос-Айрес того времени был городом танго и наемных рабочих. Городом рабочего танго.

О пролетарском, интернациональном происхождении танго сегодня в обязательном порядке упоминается во всех очерках истории этого танца и его культуры. Танго сформировалось на задворках города и общества. Жизнь бедняцких гетто аргентинской столицы переплавила уникальные демократические традиции романса гаучо - аргентинских степных ковбоев-кобзарей - с ритмикой афроамериканского танца хабанера и испанской сарсуэлой - театральной музыкой великого Лопе де Вега. Результатом этого синтеза стало рождение танго-милонги, народного танца-песни, изначально являвшегося неотъемлемой принадлежностью культуры городской бедноты.

"Начальный период аргентинского танго связан с социальной средой бедных кварталов Буэнос-Айреса. Эта среда была самой благоприятной для смешения старого и нового, внутринационального и инонационального, "высокого" и "низкого". Герои танго... олицетворяли рожденное социальными противоречиями ощущение социальной неполноценности и ущербности городского "низа". (И. Кряжева, "Городской музыкальный фольклор", 1993 г.)

Для них этот факт - не больше чем курьез или материал для дежурных диссертаций. Для нас - классовая история, тесно связанная с сегодняшним днем, когда Аргентина вновь приковывает к себе внимание сознательных рабочих всей планеты. На этот раз – непрерывными "беспорядками" против бесчеловечных порядков буржуазии, вконец разорившей, окунувшей в глубины социального дна народ этой богатой и жизнерадостной страны. Сегодня там снова танцуют танго.

"Прежде чем решиться на новую атаку (президентского) дворца, демонстранты устроили танго архентина... на кучах сгоревшего мусора, который лежал на площади после забастовки уборщиков... Перед глазами у измученных полицейских "мятежники" отплясывали танго, набираясь энергии". (Радио Гавана о зимних столкновениях в Буэнос-Айресе).

Полиция опять стреляет в восставший народ - точно так же, как в девятнадцатом году, когда на авенидах Буэнос-Айреса были расстреляны полторы тысячи бастующих рабочих-демонстрантов. Памятником им стала знаменитая "Васена" - роковое пролетарское танго. Во время кровавого военного переворота 1930 года аргентинский народ создал танго "Иполито Иригойен", названное по имени прогрессивного политика, свергнутого ставленниками североамериканских монополий. Каждый раз, когда классовые выступления ставили на уши господские кварталы Буэнос-Айреса, когда на городских улицах убивали протестующих, аргентинское танго становилось действенным средством, оружием социальной борьбы. Там, у себя на родине, оно не предало своих урожденных классовых традиций.

"Однажды кто-то сказал Сомосе, что танго первоначально было “танцем пролетариев Буэнос-Айреса”. Диктатор тут же запретил исполнение танго по всей стране. Граждане обязаны были сдать все грампластинки с танго – при этом каждого сдававшего штрафовали на 10 кордоб и записывали в список “неустойчивых к коммунистической пропаганде”, после чего разбивали пластинку о голову ее владельца. (Алесандр Тарасов. "Никарагуанский пейзаж")

Сердцевиной этого страстного, эмоционально-напряженного, драматического танца-песни изначально являлся непримиримый социальный конфликт, о классовой природе которого говорят сами названия аргентинских танго начала ХХ века - "Горькая жизнь", "Нищие", "Новички-безработные" ("Безработные эмигранты"). И вовсе не случайно аргентинская буржуазия, после превратившая это культурное достояние интернационального пролетариата в интернациональный танец буржуа, в первые годы существования танго-милонги откровенно, с презрением чуждалась его как непристойного, запрещенного в приличном обществе уличного действа. Всесильные в Аргентине попы с церковной кафедры объявляли порочным и богохульным пролетарский танец, в котором впервые в истории хореографии обнялись мужчина и женщина. Креольская знать, скороспелые пришлые миллионеры-нувориши нутром ощущали враждебный им социальный ритм развития танго. По своим культурным корням он был чуждым для класса господ. Он не принадлежал им.

"Танго - жанр, отмеченный печатью мучительного прорастания нового сознания, драматических коллизий, которые возникали в период вхождения страны в капиталистическую действительность; оно запечатлевало "окраинную" социальную психологию полупролетария большого города... Высокомерное отношение к танго было знаком отношения культурной элиты к разноязыкой пролетарской толпе Буэнос-Айреса, где родилась традиция танго". (Валерий Земсков, советский исследователь социальной истории танго).

Не сумев победить и уничтожить ростки новой культуры, они затем попросту купили танго - в лице его лучших народных исполнителей, вроде знаменитейшего Карлоса Гарделя, в прошлом - бедняка из рабочего квартала. Буржуазия успешно переварила в себе этот танец конфликта, направила его гневную энергию в неоновый полумрак дансингов и кинозалов, обратив ее в долларовый чистоган. Однако вековая история танго показала, что буржуазии достались лишь внешние формы танговой культуры, в то время как ее подспудная конфликтная сущность будет жива до тех пор, пока существуют порождающие ее социальные противоречия капиталистического города, капиталистического миропорядка. А они вновь максимально обострились в нынешней Аргентине. То, что происходит тампоследние годы уже принято с кривой усмешкой именовать "эффектом танго". В этом названии - неприкрытая боязнь того, что разрушительный ритм экономического кризиса со временем с неизбежностью распространится и на другие страны обеих капиталистических Америк, а затем пойдет свободно кружить по всей остальной планете, до смерти загнав своего родителя - хромоногий престарелый капитализм.

И мне бы хотелось, чтобы моя страна тоже станцевала этот танец на своих восставших улицах.

tangoman.narod.ru

communist.ru
Рабочие-мигранты
Респектабельная Авенда де Майо в Буэнос-Айресе. Здесь было запрещено танцевать танго
Трущобы Буэнос-Айреса - родина танго
Танго в рабочем квартале, начало ХХ века
Танго танцевала и черная беднота
  Андрей Манчук