Главная

Архитектура для рабочих

Первое рождение
При царе-батюшке строились основательно. Правда, архитектурное планирование в городском строительстве предусматривалось лишь для "парадных" кварталов дворянского, духовного сословий, да еще для подчищенных улиц зажиточного мещанства. За несколькими рядами вычурных особняков и доходных домов купечества – тех, что сегодня составляют умиляющую любителей старины "историческую" часть наших городов, начинались сплошные массивы трущоб, бараков, ночлежек. Жилплощадь трудящихся – затхлое тесное царство вшей, дизентерии, гепатита и туберкулеза, со сточными свиными канавами вместо улиц. Мостовая была здесь в диковинку, а водопровод и канализация слыли неслыханными вещами. Коррективы в застройку бедняцких гетто вносили разрушительные пожары. Они оставляли после себя пустыри, быстро зарастающие новыми рядами халуп и времянок. Немногие работные дома - многоэтажные общежития от щедрот хозяев заводов, представляли собою казармы, разбитые на комнатушки-клети. И внутренним распорядком, и самим своим видом, они напоминали то, чем по сути являлись - тюрьму. А на селе барские усадьбы, подчас выстроенные по проектам лучших европейских архитекторов, красовались среди серых, крытых соломою напополам с кизяком, мазанок.

Рабочему царской России не было дела до красот архитектуры - заработать бы на хлеб. Прожив тяжелую, полную трудов и унижения, жизнь, он мог даже не слыхать об архитектурных шедеврах Петербурга и Крыма, столичных особняках, возведенных руками его братьев по классу. Если кто забыл, в то время там не было никаких открытых общественности музеев. Их место занимали "частные владения", недоступные и глазу холопского быдла.

Так было и в одной из провинций царской империи - в малороссийских губерниях, народ которых сбросил с себя гнет классового и национального угнетения, создав Украинскую социалистическую республику Советов. Украина впервые стала по-настоящему свободной. Были освобождены труд, наука, культура, искусство, созданы реальные предпосылки для полноценного развития страны – ее граждан и ее городов. Рабочий класс получил "право на прекрасное", что вовсе не было абстрактным лозунгом - красота, как общественная целесообразность, повсеместно входила в жизнь рабочего человека, постепенно изменяя его город, улицу, дом, жилье и быт. В конечном счете – саму его личность.

Большинство способных архитекторов не случайно отдало свои навыки революции. Судьба их дореволюционного творчества была незавидной - оно на корню давилось кошельком, волей, капризами заказчиков. Общепринятые каноны предписывали подражание нескольким модным стилям, копирующим архитектурную моду европейских столиц (именно таким был стиль "доходного романтизма", в котором построено большинство зданий "булгаковского" Киева). Архитектор "...то служил богу, то для хозяев строил, но впервые он строит для себя со значительно большим идеологическим размахом и социальной базой; хочет строить целую часть мира по образу и подобию счастливого человека", - писал нарком Луначарский, сыгравший важную роль в становлении советской архитектуры. О том, какими видели свои новые задачи сами архитекторы, дают представление выдержки из декларации выдающегося инженера Щусева: "Новые условия жизни, новые вкусы, новые идеалы и преломление взглядов - все это должно получить отражение в архитектуре... Архитекторы должны создавать образцовое жилище для рабочего и крестьянина; оздоровить города и поселки; должны вдохнуть живительный дух мощи и силы в монументальное зодчество, сделать достижения техники орудием для обновления форм зодчества". Уже в первые послереволюционные годы страна, разбиравшая на дрова целые кварталы деревянных построек, начала подготовку новых инженерных кадров - из подрастающего поколения рабочих.

Потребность в них повсеместно возрастала. Социалистическая республика, еще не оправившись от голода и разрухи, испытывая недостаток в хлебе и строительных материалах, уже превращалась в котлован гигантской стройки - ленинской перестройки всего окружающего мира. Всеобщее строительство востребовало новую, социалистическую архитектуру. Планы новых домов и кварталов диктовались не собственническим эгоизмом хозяев, а заменившей его общественной необходимостью. Городская застройка перестала быть кучной, беспорядочно-хаотичной - она шла по единому, всесторонне выверенному плану, учитывая совокупность экономических, социальных, культурных потребностей населенного пункта. Новое строительство целиком и полностью подчинялось интересам рабочих, оно учитывая потребности их быта, работы, досуга. Появилось внимание к внешнему виду новых зданий и сооружений, забота об архитектурных формах - простых, рациональных, современных и, вместе с тем, эффектных, величественных, достойных нового, свободного человека. Так, впервые в истории, началось создание архитектуры для нужд рабочего класса.

Конечно, этот процесс растянулся на многие годы, и, в первую очередь, затронул крупные, бурно развивающиеся промышленные центры. Переполненные времянки, разделенные на коммуналки барские хоромы, подлатанные трущобы царского времени еще очень долго соседствовали с социалистическими новостройками. Но рядом уже вставала уникальная, новая, часто не имеющая мировых аналогов, архитектура социализма. Советская Украина – центр союзного строительства – наряду с Москвою дала наибольшее количество ее новых памятников. Особенно интересной и новаторской была застройка индустриальных городов Донбасса и Нижнего Приднепровья, а также первой столицы УССР - Харькова.

План реконструкции индустриального района Харькова представлял собою первую в итории модель города социализма, спроектированную при участии архитекторов-конструктивистов Гипрограда - Государственного института проектирования городов и Проектно-конструкторского бюро НКВД, в ведомости которого находилось советское строительство. При его разработке учитывались новейшие достижения западных "левых" архитекторов - Ле Корбюзье, Гропиуса, Ван дер Роэ. Однако практическое строительство "Нового Харькова" не имело и не могло иметь мировых аналогов. Каждая его деталь была обусловлена конкретными потребностями социалистического общежития. Создатели архитектурного плана добивались гармонии и точного сочетания в размещении производственных предприятий, административных и общественных зданий, удобного жилья для рабочих, учебных и медицинских учреждений, объектов культуры и отдыха, связав их в единую систему с помощью разветвленной сети транспортных артерий. Они видели свой "Новый Харьков" как "законченный организм, продуманный и рассчитанный от начала до конца", и сами определяли специфику его проекта: "социалистические города строятся с приближением к максимальному комфорту обслуживания населения при условии равенства этого обслуживания и исключения контраста роскоши и бедности". Особые приемы позволяли избежать "монотонности в архитектурном решении" - для этого были разработаны усложненные архитектурные формы зданий, причудливо чередовались их этажность и объем, учитывалась обзорная перспектива новых проспектов, заводских корпусов и жилых кварталов.

Этот план был реализован лишь в послевоенные годы, однако уже в конце двадцатых в первой столице советской Украины были возведены сооружения, впечатлявшие как современников, так и историков архитектуры. В первую очередь – знаменитый ансамбль крупнейшей в Европе (11,9 га) площади Дзержинского с комплексом административных и проектных учреждений, во главе со всемирно известным зданием Госпрома. Возведенный в течение 1925-29 годов по проекту архитекторов С. Серафимова, С. Кравца и Д. Фельгера, Госпром представляет собой выдающийся памятник архитектуры конструктивизма. Это – первое высотное сооружение их железобетона, возведенное на земле в советских республик.

Огромное здание, состоящее из нескольких корпусов, объединенных разноуровневыми переходами, со сложной, уступчатой композицией, сплошными остекленными плоскостями стен и невиданным на то время сочетанием больших и малых объемов называли "архитектурным символом социализма". "Организованная гора" - говорил о нем Анри Барбюс. "Дом государственной промышленности в Харькове я пытался решить как частицу организованного мира, показать фабрику, завод, ставший дворцом", - писал С. Серафимов, ведущий автор проекта. Согласно легенде, перепад корпусов Госпрома повторяет нотную запись "Интернационала".

Тщательная организация коснулась и внутренних помещений гигантского здания. Здесь были созданы все условия для нормальной работы – начиная от удобной системы коридоров, скоростных лифтов и заканчивая улучшенной звукоизоляцией и оптимальным температурным режимом (его постоянно поддерживали 22 вентиляционные камер с калориферами). Кроме огромного количества рабочих комнат, в Госпроме расположилась автоматическая телефонная станция, залы заседаний на 250 и 1000 мест, библиотека, архив, почтово-телеграфная контора, ротапринтная типография, различные мастерские - в том числе, по ремонту комнатных часов, которых здесь было до 150 штук, и пишущих машинок, пункт скорой медицинской помощи, парикмахерская, столовая, гостиница. Здесь помещались Совет Народных Комиссаров УССР, Госплан, Высший совет народного хозяйства, конторы профсоюзов, наркоматы, Югосталь, Химуголь, Металлосиндикат, Сахаротрест.

Несмотря на тяжелые условия, строительство Госпрома шло с огромным энтузиазмом. Cтройка нового типа – на ней успешно решались вопросы организации труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания, повышения культурного уровня рабочих, в большинстве своем - добровольцев. Впервые в СССР инженеры Госпрома применили целый ряд механизмов, технических приспособлений, что позволило облегчить трудоемкие процессы. Пресс для пневматического бетонирования, бетономешалки и камнедробилки, роликовые краны, шахтные подъемники, электрические станки для изготовления арматуры, созданные в конструкторском бюро стройки, - всего около тысячи машин, что позволило довести механизацию бетонных работ до 80%. Открылась столовая, где ежедневно обедали 500 человек, горячий душ - невиданное чудо для многих строителей, прачечная, филиал почты, библиотека, кружки - драматический, технический, стрелковый, ликбез. Для крестьян, составлявших до 75% пятитысячного коллектива строителей, были организованы курсы трактористов. В обеденный перерыв на участках проводились политические беседы, ежедневный разбор всесоюзной прессы. В жилых бараках рабочие слушали лекции о международном положении, о ситуации в стране, новейших научных технических достижениях. "Люди трудились на совесть, с воодушевлением и энтузиазмом. Сменяя друг друга, работали бригады плотников, штукатуров, маляров, кровельщиков, стекольщиков...", - описывает эти работы современное историческое исследование. Строительство этого ни на что не похожего здания стало важной репетицией ударных строек будущего. Опыт Госпрома позволил разработать и улучшить множество организационно-технических приемов, которые легли в основу архитектурного планирования первых пятилеток.

Новые архитектурные принципы были использованы и при строительстве цехов и инфраструктуры Харьковского тракторного завода. Несмотря на спешные сроки возведения цеховых сооружений, все в них, вплоть до системы вентиляции, было доработано и усовершенствовано согласно требованиям рабочих. Общежитие ХТЗ "Гигант" стало еще одним уникальным архитектурным памятником конструктивизма – наряду с большой группой других харьковских зданий застройки 1926-1938 годов. В нее входят Краснозвездный театр, Почтамт, Здание проектных организаций, Дворец культуры железнодорожников, в оформлении которого использовались монументальные панно работы Е.Лансере. Харьковский архитектурный ансамбль вызвал восхищение гостей конгресса Международного объединения революционных писателей, состоявшегося в 1930 году в "самом советском из городов СССР". "Нигде в мире не существует архитектурных форм, подобных тем, что за десятилетие встали среди пыльной украинской степи... Эти достижения советского строительства поражают, как поражают и создающие их люди", - восторженно писал Луи Арагон.

Замечательные сооружения социалистической архитектуры, прекрасные как самим своим предназначением, так и архитектурным решением, возводились в других городах УССР. Среди них - Дом Советов в Донецке, Дворец Труда в Днепропетровске, Дворец культуры завода "Большевик" и знаменитый "1-й жилой дом врача" в Киеве, санаторий им. Дзержинского в Одессе, комплекс киевской кинофабрики и множество других известных зданий. Сразу несколько интересных новаторских архитектурных проектов дал конкурс на лучший вариант реконструкции Киевского вокзала в 1927 году (в итоге, он стал крупнейшим, и наиболее современным в СССР). Ведущие архитекторы Советского Союза организовали конкурсе на лучший архитектурный проект гидротехнических сооружений Днепрогэса. А по завершению строительства всемирно известной электростанции, в 1932 году, началось создание нового социалистического города - Большого Запорожья, где новые гигантские заводы возводились "по горячим чертежам", одновременно с городской инфраструктурой, со всем необходимым для полноценной жизни многих тысяч рабочих.

И в это же время, помимо ударных объектов, были построены сотни безвестных рабочих клубов, театров, столовых и общежитий - просторных, светлых, удобных. Это массовое, народное строительство, пожалуй, и следует считать главным достижением той эпохи архитектурного творчества.

Так была создана архитектура социалистической Украины, архитектура нашего прошлого будущего. Она поднялась среди неустроенных будней создания нового общества, как его надежный, зримый и материальный фундамент. И новое крушение капитализма, вне всякого сомнения, подарит нам второе рождение социалистической архитектуры, масштабы которой будут помножены на тысячекратно возросшие производительные силы человечества. Мы спроектируем и построим наш, новый мир.

"Рабочий класс"
2000 г.
  А. Лиховод