Главная

Пикассо - pintor marxista

Его партийная линия
Предисловие:
Эта, сугубо объективистская статья представляется ценной в свете ее итоговых выводов. Наши эстетические позиции весьма далеки от апологии кубизма, как "единственно-революционного" художественного метода. Тем не менее, коммунистичность взглядов ведущего представителя кубизма имеет немалое значение. Это не просто лишний повод зачислить в свои ряды еще одного выдающегося современника эпохи пролетарских революций. Это важное свидетельство того, что полноценное творческое становление художника нового времени с неизбежностью востребует идейные основания марксизма. Ведь, как следует из публикуемой статьи, коммунистические убеждения Пикассо отнюдь не являлись модной прихотью. Коммунизм Пикассо был необходимостью, партийным - то есть, серьезным, - делом; он выражал желание и потребность придать своему творчеству действительно общечеловеческое значение. История с "Герникой", противостоящей военной машине империализма много лет спустя смерти самого автора, свидетельствует: Пабло Пикассо сумел справиться с этой непростой исторической задачей.

"Левая культура Украины"


Когда в 1950 году Пабло Пикассо обратился за визой на въезд в Соединенные Штаты, это повергло официальных лиц Государственного департамента и ФБР в состояние полнейшего смятения. Целью визита художника - первого его визита в США - было привезти в Вашингтон группу из двенадцати делегатов Всемирного Конгресса борцов за мир, чтобы попытаться убедить президента Трумена запретить ядерное оружие. Конгресс мира, который был основан годом ранее в Париже и Праге, уже обозначился как мощный коммунистический фронт. Что еще более важно, сам Пикассо рассматривался как ведущий член Французской Коммунистической партии и с 1944 года попал в поле зрения ФБР. После консультации с американскими посольствами в Москве и Париже, членами Конгресса США и ФБР, Сенатский комитет по внешним связям США отказал в визах всей делегации.

Хотя широко известно членство художника в Коммунистической партии в конце сороковых - начале пятидесятых годов, оно по практически игнорируется специалистами, которые рассматривают это как случайный флирт, мало что (если вообще что-нибудь) привнесший в его искусство. Творчество Пикассо не подчинялось диктату эстетике социалистического реализма и по большей части даже считалось неприемлемым для выставления в Советском Союзе. Кроме того, его покупатели и самые горячие поклонники жили на буржуазном Западе... Но малоизвестный случай с визой - всего лишь из множества поразительных примеров политической деятельности Пикассо, собранных в книге Герты Атли "Пабло Пикассо: Коммунистические годы", опубликованной в 2000 году издательством Йельского университета (среди множества документальных источников о жизни и политической деятельности Пикассо автору книги удалось даже получить 187-страничное досье, которое завело ФБР на великого художника). Пикассо вступил во Французскую Компартию в 1944 году, в возрасте 63 лет, и оставался преданным членом партии вплоть до своей смерти - несмотря на разоблачение злодеяний сталинизма, жестокого подавления Советами венгерского восстания в 1956 году и последующего выхода из партии многих других французских интеллектуалов, с которыми он когда совместно участвовал в политической деятельности.

В разгар его партийной деятельности Пикассо общался с высшими партийными аппаратчиками, ездил по всей Европе для пропаганды международного движения за мир, и выделял большие суммы денег - зачастую в виде своих творений - на десятки проектов, поддерживаемых коммунистами. Границы его искусства расширились, и теперь он рисовал множество партийных плакатов, зарисовок для французской коммунистической газеты "Юманите" - и такие всецело политические полотна, как "Резня в Корее" (1951) - нетипичное, пропагандистское произведение, изображающее американское вмешательство в войну в Корее. Он даже нарек вою дочь именем Палома (что по-испански значит "голубка") после того, как коммунистическое движение за мир приняло его белую голубку в качестве интернационального символа.

Пикассо вступил в Коммунистическую партию именно в тот момент, когда она вошла в период своего наибольшего влияния на французскую культурную жизнь. Коммунистическому лидеру Морису Торезу было разрешено вернуться на родину из Советского Союза, и в с 1945 по 1947 годы коммунисты входили в состав французского правительства. Ужасы антисоветской пропаганды отступили в тень перед страданиями советского народа во время войны и его великой победой над нацистами, в то время как американская "льгота для демобилизованных" и позднее План Маршалла привели к тому, что некоторые во Франции рассматривали как своеобразную "оккупацию" страны империалистическими Соединенными Штатами. Среди последователей и попутчиков антифашистской и антиамериканской партийной линии были такие известные деятели культуры, как писатели Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар, и художники Фернанд Легер, Анри Матисс и Тристан Тцара. Но у Пикассо, как замечает Атли, были еще и сильные личные мотивы. Художник рассматривал свое вступление в партию как логическое завершение всего своего жизненного пути. Родившись в Малаге в 1881 году, он был близок к анархистам и пацифистам в пору своей подростковой жизни в Барселоне, и прямо перед тем, как в 1904 году обосновался в Париже. Степень этой близости все еще обсуждается учеными, но к началу первой мировой войны Пикассо уже имел стойкую антипатию, не покидавшую его на протяжении всей жизни, к любому вооруженному конфликту, что, конечно же, сыграло свою роль в его энергичном участии в международном движении за мир, спонсируемом коммунистами. Гражданская война в Испании превратила его во "Франко-ненавистника" и антифашиста - и еще в 1936 году он получил в испанских газетах титул pintor marxista (марксистский художник). Хотя Пикассо никогда не читал Маркса и мало что знал о Советском Союзе, по словам Атли, его членство в партии отражало его глубинную привязанность к коммунистическим идеям.

Вступление Пикассо в парию в 1944 оду стало эпохальным событием. Принятый с распростертыми объятиями, Пикассо вскоре стал получать партийные указания от самого Мориса Тореза и направляться в культурной войне своими друзьями Луи Арагоном и Полем Элюаром. Хотя от него и не ожидали, что он будет исполнять повседневные партийные функции и участвовать в заседаниях партячейки, Пикассо отдали почетное место в таких коммунистических инициативах, как Nationale Front des Arts и Комитет Франция-СССР. С 1947 года, когда Пикассо вместе со своей спутницей Франсуазой Жило обосновался в городке Валлорис, у власти которого находились коммунисты, к нему приезжали, помимо прочих, советский писатель Илья Эренбург и Жорж Табаро, редактор партийной газеты Patriot de Nice, которой Пикассо оказывал финансовую поддержку. Художник также принимал участие в международных делах (например, подписался под письмом, направленном президенту США Трумену, с протестом против создания НАТО), поддерживал американскую Коммунистическую партию, и, согласно одному свидетельству, осуждал арест правительством США "голливудской десятки" в 1950 году.

Более важно, доказывает Атли, то, что Пикассо быстро стал одной из ведущих фигур в движении за мир, направляемом коммунистами. Эта деятельность имеет еще большее значение в свете той роли, которую играло это движение в первые годы холодной войны. Хотя сложилось мнимое впечатление, что оно было создано независимо ни от кого интеллектуалами для борьбы с ядерным вооружением, эта международная инициатива была, на самом деле, срежиссирована советским комиссаром Ждановым для создания того, что Атли называет "активным политическим органом в поддержку советской внешней политики, наиболее мощным невоенным оружием, которое было создано Советским Союзом для борьбы с НАТО". С самого начала вовлеченный в деятельность этого "органа", Пикассо согласился участвовать в организационной конференции движения в польском городе Вроцлав, несмотря на то, что ненавидел путешествовать и боялся летать (и эта поездка стала его первым полетом на самолете). В 1949 году он принял участие в подобном конгрессе в Риме, и после того, как его делегации было отказано во въезде в Соединенные Штаты в 1950 году, он поехал на другой конгресс в Шеффилд (Англия), где выступил с речью. В ноябре того же года Пикассо получил Сталинскую премию мира от советского правительства в знак признания его заслуг.

Пикассо создал множество рисунков и плакатов для партийных нужд, включая портреты Тореза и Эренбурга, газетный рисунок Сталина по случаю смерти советского лидера в 1953 году и рисунки четы Розенбергов после их казни в Соединенных Штатах по обвинению в передаче ядерных секретов Советскому Союзу. Хрестоматийная голубка Пикассо, воссозданная художником бессчетное количество раз, стала общим символом мирного движения и даже появлялась на почтовых марках в Советском Союзе и Китайской Народной Республике. Образ голубки был настолько популярен в пятидесятые годы, что поддерживаемое ЦРУ движение Paix et Liberte ("За мир и свободу") избрала ее мишенью для карикатур в антикоммунистических пропагандистских кампаниях.

В Соединенных Штатах, где репутация Пикассо достигла новых высот сразу после окончания войны, политическая деятельность художника рассматривалась американским правительством на полном серьезе. Еще в 1945 году, вскоре после того как ФБР завело досье на художника, директор ФБР Дж. Эдгар Гувер лично связался с американским посольством в Париже, чтобы затребовать больше информации о Пикассо. Одному из американских правительственных учреждений было также поручено сообщать в ФБР о всех телеграммах, направляемых в адрес Пикассо или получаемых от него. Среди вороха информации и слухов, собранных в досье ФБР, есть также запись, датированная 1950 годом, которая даже обвиняет Пикассо в шпионаже в пользу Советского Союза - обвинение, которая никогда так и не было ничем подкреплено.

Американская пресса, как показывает Атли, реагировала на политическую деятельность Пикассо со смесью смущения и ужаса. Первоначально его мнения трактовались как политически наивные. Но с ужесточением холодной войны в конце сороковых - начале пятидесятых годов художника все больше стали критиковать за его партийную работу. В 1949 году статья в ARTnews нападала на Пикассо как "преданного художника-плакатиста и пропагандиста на пол-ставки". Годом позже "Нью-Йорк таймс" высмеивала его "аленьких жирных голубок". В 1954 году газета "Нью-Йорк Санди Миррор" заявляла, что "до того, как красная муха укусила его, Пикассо был величайшим художником нашего времени". Согласно Атли, коммунизм Пикассо мог поспособствовать общему падению репутации художника в Америке и отвратить от него некоторых американских покупателей.

И все-таки, даже в годы своей самой бурной политической деятельности, Пикассо никогда не следовал в своем искусстве стилю социалистического реализма, насаждаемого партией. Его картины с их деформированными фигурами, хотя и вызывали восхищение некоторых партийных интеллектуалов, по общему счету рассматривались как неприемлемые для рядовых коммунистов и не воспроизводились в коммунистических газетах. На конференции во Вроцлаве Александр Фадеев, председатель Союза Писателей СССР, даже нападал на Пикассо за его декадентский стиль. Тем не менее, пишет Атли, Пикассо серьезно относился к критике со стороны партии, и многое в его творчестве этого периода выражало - по-своему, конечно - социальные идеи и темы в коммунистическом духе. Обращение художника в сороковые-пятидесятые годы к изготовлению керамики и к тем возможностям массового воспроизведения его работ, которые давала литография, соотносилось, полагает Атли, с сознательным желанием Пикассо преодолеть разрыв между высоким искусством и массами. Его партийные плакаты создавались таким образом, чтобы обеспечить дешевое их копирование, и он даже обдумывал способы репродукции своих картин, чтобы обеспечить их большую доступность. Хотя многие из его попыток так и не принесли результаты - коллекционеры всегда первыми расхватывали любые работы Пикассо, не исключая и плакаты - они дали возможность партийной прессе представить знаменитого художника как человека из народа. "Работа и жизнь Пикассо среди горшечников", - пишет Атли, - "явилась золотой жилой для коммунистических писателей. Это позволило им противопоставить враждебному образу Пикассо как миллионера-коммуниста простоту его жизни в Валлорис".

Но, возможно, главными свидетельствами политической лояльности Пикассо, утверждает Атли, являлась его неготовность критиковать французскую Компартию и продолжающаяся поддержка партии после того, как ее политика стала неприемлемой для многих бывших интеллектуалов-коммунистов. К примеру, несмотря на собственные сомнения по поводу все возрастающей строгости норм социалистического реализма, в 1948 году Пикассо отказался подписать письмо группы ведущих коммунистических писателей с просьбой к партии ослабить ее культурную "узду". Догматичный партийный подход к культуре стал суровым в 1950 году, когда Торез оставил руководство и вверх взяли сторонники жесткой линии. Но вместо того, чтобы сократить свою партийную деятельность, Пикассо пришел, в начале 1951 года, к созданию того, что Атли называет его "первой открыто дидактической картиной в поддержку советской политической позиции". На деле "Резня в Корее", изображающая солдат, расстреливающих группу обнаженных женщин, рассматривается как произведение, где идеологическое послание идет в ущерб ее художественному значению. (Биограф Пикассо Джон Ричардсон называет ее "одной из худших работ, которые Пикассо когда-либо писал"). В партии художник подвергся широким нападкам за свой портрет молодого Сталина в Les Lettres Francaises после смерти вождя, но все же не разорвал своих коммунистических связей. Даже после советского вторжения в Венгрию в 1956 году Пикассо отказался присоединиться к многим другим французским коммунистам-интеллектуалам в осуждении этой агрессии...

Изображение Атли Пикассо как лояльного партийца, точно следующего за вождями партии, ставит любопытные вопросы перед специалистами, которые до сих пор подстраивались под его изменчивое, многогранное художественное творчество и крайний индивидуализм. Согласно Ричардсону, "Атли осмыслила весьма темный период - трудный и таинственный - жизни Пикассо. Неотразим ее вывод о том, что Пикассо присоединился к коммунизму, хотя у него не было ни малейшего понятия, что такое коммунизм на самом деле. Здесь представлен человек, который ненавидел любую форму дисциплины и традиции - и тем не менее оказался удивительно лояльным и, насколько ему удавалось, строго придерживающимся линии партии"...

ARTnews
Кошмар всех войн
  Перевод А.Толич