Главная

13-й район. Судьба гетто

Хороший прогноз в плохом фильме
«Все, что от них требуется, это не соваться в центр города, а там, на окраине, делайте с собой, что хотите: травитесь дешевым алкоголем и сигаретами, нюхайте клей, набивайте брюхо жирной жратвой. Нетерпимость к преступности распространяется только на центр города, а на окраинах и в пригородах вы можете убивать друг друга. Такова политика наступающего двадцать первого века. Тони Блэйр все делает правильно: выгнать всю эту вшивоту из городских центров. Бедняки, отвалите в сторонку».

Ирвин Уэлш. «Дерьмо»


Крыса лезет сквозь щель в бетонном заборе. Он замыкает в кольцо один из спальных районов Большого Парижа. 2010-й год. Окраины европейского мегаполиса изолированы – камнем, колючей проволокой и блокпостами полицейских. За их стенами прозябают, сходят с ума, убивают друг друга лишние люди. Темнокожие потомки выходцев из афроарабских колоний галльского империализма. Прочее социальное отребье, которому привелось родиться в этом районе – наследнике пролетарского «Красного пояса» парижских пригородов. Где-то там, за стеной, сохранен туристический Париж наших дней, респектабельные кварталы буржуа. Со времен Тьера они заучили истину – покой их класса основан на подавлении нестабильного, вечно бунтующего плебса.

Загнав людей в гетто, власть контролирует, чтобы они уничтожали только себе подобных. И очень хочет ускорить этот процесс. Специальная «чистая» бомба с ядерной боеголовкой должна стереть с лица земли обитателей изолированного района, без экологических последствий для городского центра. Ее обманом подкидывают главарю одной из криминальных банд, а затем пускают на поиски полицейского супермена, в сопровождении парня из гетто. Этот тертый, не раз обманутый человек разгадывает игру властей, и силой мешает одураченному копу ввести код, который по легенде должен деактивировать, – а в действительности – взорвать заложенную в сердце района бомбу.

Прозревший полицейский верит в Свободу, Равенство, Братство, – их именем совершались все преступления буржуазии, начиная с подавления первой великой революции французского народа. Он тащит бомбу в Елисейский дворец, чтобы услышать откровения своего шефа:

«13-й район не управляем. Его содержание обходится слишком дорого. Люди не хотят платить за отбросы общества… Чистка? Да, это немного недемократично, но снимает много проблем».

Добрая дюжина реальных современных политиканов то и дело повторяют подобные слова – не перед скрытой камерой, как это наивно показано в фильме, – в публичном эфире миллионных телеаудиторий, – а затем успешно претворяют их в жизнь. Сама идея «зачистки гетто» не кажется такой уж надуманной после фильмов Мура, или книги француза Тьерри Мейссана – "11 сентября: большая ложь". Джек Лондон давно писал об этом в «Железной пяте». Когда-нибудь они пойдут и на это.

Что интересного в этой киноподелке, которая отличается от голливудского боевика только местом производства – Французская республика, кинокомпания «Европа»? Из ее простенького сюжета видна судьба гетто, какой она представляется в одном из центров глобального капитализма. Что до третьего мира европейского субконтинента – в лице «нашей» Украины, в мире этого фильма ее окружала бы сплошная стена. Впрочем, мы бьемся в эту преграду уже сегодня. «13-й район» вышел в прокат в первых числах февраля, а всего несколькими днями раньше, когда Ющенко распинался на фуршетах в Давосе, пограничный катер бундесвера выудил из Одера трех полузамерзших украинок. Они так и не добрались до вожделенных рабочих мест, но зато узнали, что недавно подписанный приказ обязывает расстреливать нелегальных мигрантов – топить их в воде. Логотип компании «Европа» очень двусмысленно изображен прямо на бетонной стене из начала фильма. Ирония судьбы – или просто наша неизбежная судьба?

Авторы фильма, кажется, сами не считают его сюжет фантастикой. Иначе, зачем они предложили нам жалкий исторический промежуток в пять лет – между нынешним и 2010-м годом? Бесспорно, речь только о настоящем, которое давно осуществляется на наших с вами глазах. Каменные стены на границе ирландских кварталов Ольстера – построено по заказу правительства Соединенного Королевства. Стена Шарона, бетонным удавом охватившая палестинский народ. Еще более прочные, невидимые барьеры растут между богатыми и бедными районами наших городов. Сплошная реальность – сценаристам осталось добавить немного спецэффектов. Фантастикой выглядит скорее концовка картины, где власти обещают снести стену гетто и заново открыть школы. Впрочем, это не более чем обещания нашего «честного» полицейского – а фильм уже показал цену словам и делам этой публики.

Нет, стены гетто будут расти и крепнуть. А их обитателей не ждет ничего, кроме спланированного уничтожения, которое, в зависимости от конкретного случая, может быть более или менее быстрым. «Они обнесли район стеной, а теперь хотят его вычистить. Здесь нет ни больницы, ни почты, ни школы…», – говорит житель «13-го района». Разве это не подлинный геноцид – без всякой там бомбы? И разве мы не наблюдаем его сегодня – вживую, в своих родных кварталах? Социальная политика буржуазии по настоящему разрушительна – она не хуже тротила превращает в руины «депрессивные» украинские города и физически уничтожает их обитателей. В этом смысле, сюжет боевика – неплохая аллюзия на реальное положение дел в наших гетто. Хотя о придуманной режиссерами бомбе можно говорить почти буквально – обыкновенные фашисты, борцы с «исламской», «кавказской», «черной» угрозой в своей стране, вряд ли отказались бы от такой возможности «снять проблемы», буде она представилась им наяву.

Агрессия жителей изолированных кварталов выглядит естественной реакцией на то, что делают с ними по настоящему преступные заправилы классового порядка. Главарь банды, который нацеливает бомбу в сторону Елисейских полей – едва ли не положительный персонаж. В конце концов, он только собирается возвратить истеблишменту его ядерный подарок. А Елисейские поля – разве они не заслуживают гибели с тех самых времен, когда барон Осман пропахал их сквозь город, истекающий кровью восставшего пролетариата? Широкие – чтобы на них нельзя было строить новые баррикады, прямые – чтобы картечь правительственных орудий без помех косила на них все живое. Вы думаете, в буржуазной Франции что либо изменилось с тех давних времен? Нет, все осталось по-прежнему, и если верить авторам фильма, в недалеком будущем извечное противостояние между центром и периферией мегаполиса – буквальное выражение классовых противоречий – дойдет до своих крайних пределов.

Как победить в этой борьбе – и, следовательно, спастись? Авторы фильма не могут ответить на этот вопрос. В их представлении, спаситель гетто должен быть той самой крысой – чтобы ловчее других прыгать в узкие норы своей реальности. Он должен спасать самого себя, и лишь при случае – всех остальных. На деле для этого потребуется объединить усилия всех жителей гетто. Большая, грязная, нелегкая работа – однако нам пора заняться ей сегодня, в своих кварталах. Поторопитесь, иначе их ждет печальная судьба.

"Новая волна"

Полгода спустя премьеры "13 района" в исламских гетто Парижа вспыхнуло восстание арабско-африканской молодежи. Вызванное полицейским произволом, оно быстро распространилось на гетто в других городах Франции и получило название "Огненной революции". Мобильные группы бунтующей молодежи сожгли 7 тысяч машин, разгромили "МакДональдсы", супермаркеты и полицейские участки. Они добивались социального равенства, и лучшей, достойной жизни для иммигрантских кварталов. Этот массовый бунт озвучила социальная музыка хип-хоп групп.

В качестве ответой меры французское правительство ввело комендантский час в гетто, и провело репрессии против их обитателей. Сюжет "13 района" почти реализован - задолго до 2010 года, который указан в его сценарии.

Жандармерия против гетто
Первые огни
Среди враждебных стен
В белом гетто
По-черному!
За квартал без МакДональдса
Хорошо Париж горишь!
Не остановить
Большой костер
Воин гетто
Франция в огне бунтов
"Красный пояс" Парижа
Хип-хоп поддержал бунты
Клиши-су-Буа. Спальный район. Очаг восстания
Арестованные полицией
Игра с огнем
Левый митинг против полицейских репрессий
  Андрей Манчук         1  2