Главная

40 лет фильму "Иваново детство"

Другой юбилей Андрея Тарковского
Линия фронта зыбко колышется в лунном свете – полоса ледяной днепровской воды. Глубокой ночью ее переплывает Иван, маленький разведчик наступающих частей Красной Армии. На этом берегу его встречают взрослые – боевые офицеры. В их представлении будничная работа Ивана – почти что нечеловеческий подвиг. Уже спустя несколько дней, несмотря на уговоры и требования, он возвратится за прифронтовую днепровскую воду, жизнью добывая знание вражеского тыла.

"Иваново детство" - всемирно известный фильм режиссера Андрея Тарковского. Того, кто впоследствии будет назван одним из вдохновителей крушения советского строя. Этот человек в самом деле способствовал будущему торжеству нашей культурной реакции, но его "Иваново детство" - во всех отношениях особенная картина. В буржуазном киноведении ее принято относить к «раннему» Тарковскому. Однако слишком многое говорит в пользу того, что Тарковский "Иванова детства" и был подлинным, зрелым и зрячим художником. В образе юного неребенка Ивана он правдиво показал человека в бесчеловечном мире. Жизнь среди черной действительности войны и вопреки ей, в борьбе против нее.

У фильма Тарковского была блестящая сюжетная основа - повесть "Иван", авторства известного военного писателя Владимира Осиповича Богомолова. Еще в шестидесятых ее называли одним из самых необычных и реалистичных литературных произведений о прошедшей войне.

Последнее обстоятельство имело самое серьезное значение. Среди работ военной кинематографистики были подлинные шедевры, просто хорошие фильмы, но и не меньшее число откровенно неудачных картин. Слащавая патока их сценария преподносила военную действительность в нереалистичном, нарочито бодрячковом духе. Вчерашних фронтовиков коробило от таких прилизанных картин. Они хорошо знали: той войне не было присуще понятие хэппи-энда. Режиссеры – сторонники нарочитого сюжетного оптимизма, аргументировали его желанием "скрасить" трагизм военного времени. Но это натянутое благополучие не было правдой и не передавало подлинную, оптимистическую трагедию смертельной борьбы советских солдат. Оно не могло показать подлинную цену Победы.

Приступив к работе, Тарковский первым делом избавился от слащавости первоначального сценария фильма. В старом сценарии маленький разведчик Иван сумел благополучно пережить смерть и войну, но режиссер оставил в своей картине развязку из рассказа Богомолова: здесь Иван погибает, замученный полицаями и гитлеровцами, с молчаливым презрением к палаческому усердию врага. Такой конец был правдой. Чтобы подтвердить ее, писатель Богомолов через "Комсомольскую правду" пытался найти кого-нибудь из детей-разведчиков тех, днепровских боев. Никто, ни один из них так и не отозвался.

В чем сила повести "Иван" и снятого по ней фильма Тарковского? Здесь нет невиданного размаха решающих битв второй мировой, стратегического таланта и несгибаемой воли полководцев Красной Армии. Здесь нет яростных батальных цен с единоборством смертоносной истребительной техники. Короткие отрывки из фронтовой жизни нескольких советских людей, бойцов прифронтового батальона, и мир маленького советского гражданина Ивана Бондарева, расколотый войной на две противоположные, противоречащие друг другу части – солнечный, мирный сон довоенного прошлого и серо-черную реальность бесконечной войны. Этот по-настоящему большой, по-настоящему советский человек глубоко ненавидит войну, посвятив жизнь борьбе против убийц, напустивших ее на его родной край. Ради этого он готов терпеть любые лишения – вот только никак не может привыкнуть побираться. Из ненависти к войне Иван вновь и вновь отправляется к ее фашистскому сердцу, за ледяную, освещенную сполохами ракет реку, навстречу неизбежной гибели. Для того, чтобы новые поколения Иванов знали только прежнее, по-простому светлое и счастливое детство. Драматизм этих походов «туда и обратно» не подвластен голливудским эпопеям хоббитов.

Герой "Ивана", "Иванова детства" является общим знаменателем всеобщей борьбы против фашизма – в разной форме ее непрерывно вели миллионы граждан советских республик. Это хорошо понимал Жан-Поль Сартр, посвятивший фильму Тарковского известные строки:

"...там, где является Зло, нанося Добру бесчисленные раны, - там открывается трагедия человека и исторического прогресса. И, может быть, из-за этого СССР - единственная великая страна, где слово "прогресс" имеет еще смысл? И естественно, там нет места для возникновения какого-либо пессимизма. Как и для легковесного оптимизма тоже. Но только воля к борьбе при сохранении понимания цены, которую за это приходится платить".

Наше общество не смогло сохранить в себе понимание этой человеческой цены. Вледствие этого глубокого общественного крена, молодой Тарковский – юнец в гимнастерке, пробующийся на солдатскую роль в своем удивительном фильме, – закончит свадебным генералом киноофициозов на Ривьере. Но мертвые глаза живого Ивана вновь говорят, как необходимо нам жгучее желание новой победы, и какую цену придется заплатить на далеком пути к ее горизонту.
Юный солдат Тарковский
Грезы о детстве
Ради будущего
Любовь
  Андрей Манчук