Главная

«Кулак» Хоффы

В начале конца
Вечером в шахтерском лагере на Трухановом острове идут разговоры. Горняки отдыхают от жары, пикетов, ежедневной беготни по “инстанциям”.

Кое-кто, искупавшись, торопливо креститься в сторону противоположного берега, где за холмами звонят колокола Лавры. В первые дни своего пребывания в Киеве шахтеры ходили туда на экскурсию. Выходцы из Антрацитового Ада могли воочию наблюдать новехонькие богоугодные объекты, возведенные на средства, не дошедшие до их разрушенных поселков. А, может быть, они собирались разведать запасы угля в глубине лаврских пещер. Чтобы затем начать их разработку, прогнать тунеядцев-монахов из комфортных келий, переоборудовав их в рабочую общагу. Тогда кабмин с парламентом можно было бы пикетировать в конце каждой смены, в боевой раскраске из угольной сажи – настоящий кошмар для всего кодла “исполнительных” и “законодательных” чиновников.

Сейчас, в начале пятой недели пребывания в столице, шахтерам не до экскурсий. Здешние святые места – суды и министерские департаменты, с их чиновниками, и доброхотами-политиканами, надоели им до зеленых чертей. Денег по-прежнему нет, – их теперь и не обещают. Усталость, разочарование растут изо дня в день. Пассивное сидение посреди столицы съедает силы, подтачивает решимость продолжать борьбу.

Когда это закончится? Когда наступит конец унижению, безразличию, издевательству над их правами? Этим вопросом, иногда, незаметно для самих себя, заканчиваются многие разговоры горняков, уставших от многодневного ожидания.

***
В один из таких вечеров на канале “1+1” показывали “Кулак” (1978г) – голливудский фильм из истории рабочего движения США.

“Кулак” – почти документальный рассказ о жестокой жизненной школе профактивистов. О том, как их травит начальство, как их гонят с работы, подкарауливают и избивают у порога своего дома, изводят угрозами, шантажом, провокациями и доносами, лишая доверия и поддержки своих товарищей. Как поначалу доверчивых и неопытных работяг цинично дурят “честным словом” хозяина, пытаются смирить с помощью красноречия соглашателей-профбоссов. Как затем, – по мере того, как рабочие организуются, в них просыпается злость и растет осознание собственной силы, – на них напускают полицию и вооруженные банды, которые громят пикеты, топчут палатки участников забастовки. Как их бросают за решетку и убивают посреди улицы.

Здесь есть самые актуальные сюжеты – включая картину бюрократического перерождения, сотрудничества с криминалом, “врастания во власть” верхушки некогда боевого профсоюза и вполне прозрачных намеков на необходимость создания пролетарской партии. Здесь можно учится практике рабочего протеста – от хорошо знакомого нам блокирования дорог, до создания мобильных, оперативных отрядов рабочей самообороны, способных оказать отпор вооруженной хозяйской охранке – способных бить и победить этих наемных подонков.

Полтора часа кинокартины обобщают несколько десятков лет рабочей борьбы, и этот опыт чрезвычайно важен для украинских шахтеров, совершающих первые, подчеркнуто робкие попытки социального протеста. Четыре недели смирного сидения научили их очень немногому. Они все еще не требуют, а просят. Выпрашивают, – в то время, как их братья по классу, эмигранты из Восточной Европы, во главе с их лидером Джоном Коваком по настоящему сражались за то, чтобы, шаг за шагом, добиться выполнения своих экономических требований – отмены штрафов, оплаты сверхурочных, повышения зарплаты.

Все это – не выдумка режиссеров. Исторический прототип Ковака – Джимми Хоффа, лидер могущественного профсоюза «тимстеров» (водителей тяжелых грузовиков), герой еще одного голливудского фильма «Хоффа» (1992г), а также документальной ленты «Вражда» (1983г) (О профлидерах «тимстеров» снята еще одна картина – «Teamster boss»). Он создал мощную, боевую структуру всеамериканского профсоюза, и закончил жизнь опороченный связями с мафией. Роль Ковака добротно сыграл молодой Сталлоне, будущий киногерой империализма.

Конечно, кто-то ругнется по поводу голливудского происхождения «Кулака» – но надо было видеть, с каким интересом смотрели его бастующие шахтеры. Да, здесь нам уж точно придется догонять Америку, равняясь на активность и решительность пролетариата Запада и Востока.

Конечно, канал “1+1” не собирался способствовать пропаганде борьбы в среде украинских рабочих. Но сам факт демонстрации подобного фильма говорит о растущей общественной роли рабочего класса – в нашей стране и во всем мире. Тем более, это не единичный пример. Днем раньше на телеэкранах Украины шел новенький чешский фильм “Хозяйка». В нем с едкой иронией показаны собственники некогда народных предприятий, их растерянные рабочие: лишившись заводов и фабрик, они уже добиваются их возвращения. Еще несколько лет назад эти фильмы не имели бы шансов попасть на экран. Тогда, если помните, нас заверяли, что пролетариат больше не существует – во всяком случае, как класс. Сегодня, на фоне акций шахтеров и металлургов, буржуазия по-своему признала рабочее движение Украины. Однако, наши хозяева не боятся протеста своих рабочих, – по причине беззубой пассивности их выступлений. И потому социальные ужастики вроде «Хозяйки» и «Кулака» лишь приятно щекочут нервы самоуверенных буржуа.

***
Из сравнения этого кинофрагмента истории рабочей борьбы с действительностью шахтерских акций в Украине можно извлечь свою классовую мораль. Господствующая система социального насилия исторически обречена. Но пролетариат нашей страны стоит только в самом начале пути, который когда-нибудь приведет к концу господство капитализма. Чтобы ускорить его наступление, пора перейти к серьезным формам борьбы, – к действиям, бьющим по карману и имиджу зажравшихся хозяев, без боязливой оглядки на их лживую конституционную законность, с применением лучших боевых традиций и опыта мирового рабочего движения.

Потому, что лишь самому рабочему классу под силу покончить со своим нынешним, невыносимым положением.

«Рабочий класс»
2002 г.
  А. Корабленко