Главная

Тина Модотти: красота правды

Легенда пролетариата
Контрастные черно-белые снимки. Черная жизнь низов общества противопоставлена процветанию его "белой" верхушки. Социально-световое деление по Маяковскому: на господствующих "чистых", и "нечистых", - всех тех, что обеспечивают своим трудом сытое благоденствие "белых людей".

Черные от природы и от загара, стертые ладони на белом-белом белье - только они и дают ему эту чистую белизну.

Шершавые, почерневшие от работы, ограненные простой холщовой рубахой руки, слитый с ними черенок мотыги - только руки, и в них видна вся черная жизнь крестьянина, без остатка отданная труду на родной, но не своей черной земле.

Оборванец на бровке мостовой, лицо закрыто рукою, в покрытой лохмотьями фигуре - усталая безнадежность. Над ним, на бикборде, юный буржуа: фрак, галстук бабочка, пенсне, белоснежная манишка, холеная, самодовольная физиономия - влезает в услужливо поданный лакеем плащ. Надпись на испанском: "У нас есть все, чтобы кабальеро выглядел элегантно с головы до ног".

Серп и молот, материальные символы борьбы за освобождение трудящихся - не нарисованные, не вышитые на знамени - простой серп и обычный молоток, настоящие, бывавшие в работе орудия труда. Кажется, что их вот только что, крепко до мозолей сжимали рабочие руки.

Этих снимков много, они просты, подчеркнуто реалистичны и вместе с тем, в символичных образах выражают собою все черное содержание общества капитализма: неравенство, несправедливость, унижение, страдание и порождаемую ими ненависть к классу господ-хозяев. На них же - люди, прекрасные своим трудом и борьбой за изменение изуродованного угнетением мира.

Тина Модотти, автор этих фотографий – одна из них.

Многообразие ее фоторабот составляет цельный идейно-политический портрет. Черно-белые снимки дают яркое, точное впечатление об этом человеке, художнике, революционере. Художнике-революционере: ведь творчеством Модотти была революционная борьба, оно проявлялось как в искусстве фотографа, так и в партийной работе коммуниста – одно неразделимое целое. Отрезать от творчества Тины ее революционную деятельность не представляется возможным, поскольку формирование Модотти-художницы стало возможным только лишь как результат становления Модотти-коммунистки.

Впрочем, мы знаем Модотти и по ее собственным портретам: тем более, что их автором является еще один крупнейший мастер художественного фото ХХ столетия - Эдвард Вестон. Есть и слова, которые могут стать прекрасной сопроводительной надписью к любому из них: "...бледный овал лица в оправе темных волос, большущие черные бархатные глаза, которые все так же смотрят сквозь годы." - так описывал Тину выдающийся поэт латиноамериканских революций - Пабло Неруда.

За этим взглядом стоит много такого, о чем избегают рассказывать падкие на этот романтический образ газетные ревю – личностные корни ее революционного творчества. Ассунта Аделаида Луидже Модотти родилась в городе Удино на севере Италии, в бедной рабочей семье. Характеризуя ее родной квартал, рецензия в глянцевом журнале описывает его как "место где обитает пролетариат". Недвусмысленная шутка, низводящая рабочих до сравнения со зверьми, не так уж далека от истины - итальянские пролетарии и в самом деле влачили скотское существование, без хлеба и работы. Отец маленькой Ассуниты, автомеханик, отправляется на заработки за океан. Его дочь осталась дома с матерью-прачкой, обреченная на бедное, голодное пролетарское детство. Десятилетней она поступает на ткацкую фабрику с двенадцатичасовым рабочим днем и копеечной зарплатой. В пятнадцать лет попадает в полицию по обвинению в проституции. Через четыре года осевший в мастерских Сан-Франциско отец вызывает к себе «опозоренную» дочь. Оказавшись в Америке, Ассунита обрасывает череду католических имен, сменив их на звучное "Тина". Она по-прежнему работает на ткацкой фабрике, – одной из тех, где господствовали нечеловечески тяжелые условия труда, подробно описанные Драйзером.

Навыки швеи позволяют устроиться в модное ателье, где Тина знакомится со своим первым мужем, французским художником Робо де Л'Абри. По его инициативе Модотти неожиданно попадает на кинопробы в Голливуде. В течение года юная итальянская эмигрантка с успехом снимается в трех мелодрамах, однако актерская профессия, популярность, и сама атмосфера телестудий Голливуда очень скоро начинает вызывать у нее резкое неприятие. Но именно в голливудских студиях Тина знакомится с выдающимся фотографом-экспериментатором Эдвардом Вестоном, вместе с которым, после внезапной смерти мужа, навсегда покидает Голливуд и переезжает в Мексику.

В начале двадцатых годов мексиканская республика еще жила отголосками и энергией недавней буржуазно-демократической революции, в ходе которой армии крестьян-пеонов сбросили диктатуру Порфирио Диаса а затем, режим генерала Уэрты. В стране шла вооруженная борьба за власть между группировками буржуазии, на фоне которой стремительно росло, развивалось рабочее коммунистическое движение. Характерной особенностью этого подъема стал небывалый расцвет революционного искусства, самым тесным образом связанного с борьбой мексиканских рабочих.

Революционная культура Мексики формирует художественное направление монументализма. Его великие основатели, Ороско, Сикейрос и Ривера, опираясь на традиции коренной индейской культуры, социальную графику Хосе Гваделупе Посады и парижские веяния модернизма, создают замечательную школу революционной живописи. В своем творчестве они отдавали предпочтение настенным росписям. Монументальные фрески художников-муралистов, благодаря своему злободневному политическому сюжету в сочетании с новаторской техникой, служили массовой пропаганде социалистических идей. В самый короткий срок монументалисты революционизировали все мексиканское искусство. Их объединение - "Синдикат революционных живописцев, скульпторов и граверов", стало основой для создания Коммунистической партии Мексики. Его уникальная газета, широко известная своей революционной графикой "Эль Мачете", становится официальным партийным органом.

После первого знакомства с мексиканскими коммунистами Тина навсегда связывает себя с революционным движением. В 1923 году она впервые принимает участие в мексиканской рабочей демонстрации в защиту Сакко и Ванцетти, после чего вступает в Антиимпериалистическую лигу, а затем выступает организатором Итальянской антифашистской лиги в Мексике.

Формирование левых политических взглядов оказывает влияние на художественное творчество Модотти, – будучи ученицей и моделью Вестона, она вскоре становится самостоятельным фотографом. Занимаясь художественной фотографией, Тина заменяет абстрактный сюжет своих снимков социальной тематикой. Развивая новаторскую технику Вестона, Модотти добивается особой образности, устанавливая максимальную резкость кадра, тщательно продумывая художественные композиции и выбирая самые неожиданные ракурсы снимков. В двадцатые годы были созданы разнообразные по тематике классические образцы революционной художественной фотографии. Модотти экспериментирует с самыми разными жанровыми направлениями. Делает снимки мексиканской бедноты, пеонов, рабочих, женщин-крестьянок - на выжженных солнцем проселочных дорогах, в пулькериях и трущобах Мехико, в пакгаузах американских нефтяных компаний. Фотографирует настенную живопись мексиканских художников, и именно по этим ее снимкам мир впервые знакомится с росписями Риверы и Ороско. Тина снимает коммунистические митинги и демонстрации, делает фотопортреты рабочих активистов и создает замечательные по своей стилистической лаконичности и колориту "революционные натюрморты". Символы движения трудящихся - серп и молот, сочитались в них с наполненными до отказа патронташами, сомбреро, грифами гитары. Эти контрастные выразительные снимки публиковались на полосах "Эль Мачете", распечатывались, и использовались в качестве листовок и плакатов в Мексике, США, Латинской Америке и Европе.

Экспериментируя с техникой и композицией художественной фотографией, Модотти фиксирует социальную действительность своей эпохи, что придает ее снимкам особенный сюжетный реализм. Как вспоминал Пабло Неруда, фотографии Тины оказали существенное влияние на творчество многих художников-монументалистов, которые находили в них сюжеты для своих картин и фресок.

Вступив в Коммунистическую партию Мексики, Модотти работает секретарем в "Эль Мачете". "Все кто работал с Тиной, отзывались о ней только с похвалой. Ее не только хвалили, ее любили. Ее любили за самоотверженность в работе. Для нее не существовало понятий день и ночь. Почти все, что она зарабатывала, она отдавала на нужды партии или антифашистской лиги, оставляя себе только на самые необходимые расходы", - писал биограф Х.А. Мельи Юрий Погосов. Молчаливая, замкнутая в себе Модотти могла сутки напролет заниматься обыденной партийной работой. Зачастую она отказывалась покинуть помещение редакции ночью, мотивируя это тем, что никто не управится с печатной машинкой быстрее и лучше ее самой - "потому, что у меня самые сильные и быстрые пальцы". Еще бы, ведь эти пальцы были закалены тысячами часов работы с вибрирующей ткацкой нитью.

Подлинная идейность Тины, выраженная в разноообразных формах революционной практики, и позволила ей достичь высокой выразительности своих фоторабот. Художественное творчество Модотти имело чрезвычайно глубокую мотивацию, притом, что в его основе отсутствовали традиционные для художника ее общества стимулы: стремление к популярности, достатку, равно как и желание выразить себя в "чистом" искусстве. Тина снимала жизнь такой, какой она есть, чтобы показать - она не может, не должна быть и оставаться такой - черно-белой. И она вкладывала в свои снимки все свое умение и убежденность, чтобы придать им побудительную силу, добиться, чтобы они никого не оставили равнодушными.

В 1928 году Диего Ривера, ранее уже писавший с Модотти богиню плодородия на стенах Национальной школы земледелия в Чапинго, вновь изобразил ее на своей знаменитой фреске "Раздача оружия рабочим". На ней Тина с пулеметной лентой в руках стоит рядом с художницей Фридой Кало и кубинским революционером-эмигрантом Хулио Антонио Мельей.

Мелья, известный деятель международного комдвижения, лидер революционного студенчества, "апостол социализма на Кубе", - как впоследствии назовет его Фидель Кастро, скрывался от агентов кубинского диктатора Мачадо, и познакомился с Тиной в редакции "Эль Мачете". Их близкие отношения продолжались почти два года. Модотти выполнила несколько прекрасных фотопортретов Мельи, которые были показаны на ее персональной фотовыставке, организованной мексиканской Компартией. Несколько месяцев спустя Хулио Антонио Мелья был застрелен наемным убийцей на одной из улиц вечернего Мехико, на глазах у Тины.

В том же году Модотти тайно переправляют в Москву, укрывая от преследований мексиканской полиции. Она забирает с собою любимый фотоаппарат, но никогда больше не сделает на нем ни одного художественного снимка. Тина Модотти становится сотрудником центрального отделения МОПР - Международной организации помощи борцам революции, работает вместе с личным секретарем Ленина Еленой Стасовой. Получив должность консультанта Коминтерна по революционному движению в Латинской Америке, она принимает участие в ряде рискованных антифашистских операций на территории разъедаемой нацизмом Европы. Получает советский паспорт и осуществляет давнее желание - пожать руку Сталину.

С начала гражданской войны в Испании Тина Иосифовна Модотти отправляется в Мадрид под именем Марии Контрерас, вместе со своим вторым мужем, видным агентом Коминтерна Витторио Видалли. Там же она знакомится с Александрой Коллонтай и высоко ценившим ее фотографию Эйзенштейном. В критический момент штурма Мадрида Тина переводится из разведки на фронт - медицинской сестрой. После победы Франко Модотти-Контрерас удается бежать в давно покинутую Мексику, где в 1942 году, она умирает при невыясненных обстоятельствах: сев в такси, Тина приезжает к своему дому мертвой. Ее предполагаемым убийцей стала мексиканская жандармерия: вместе с франкистами и ликвидационным отделом гестапо она охотилась за деятелями Коминтерна в Латинской Америке. Эта смерть была особенно тяжелым ударом для мексиканских коммунистов, следящих за сводками с советско-германского фронта. На торжественных похоронах Тины Пабло Неруда читает строки своих знаменитых стихов, высеченных затем на ее могильной стелле. "Последняя роза прекрасного дня" - говорил он о Модотти.

Однако день революции еще не угас. После победы над фашизмом, с новым подъемом мирового революционного и национально-освободительного движения фотография Модотти получила вторую жизнь и массовое распространение. Снимки Тины, как прежде она сама, служили делу классовой борьбы на самых разных континентах, хотя их популярность много превышала известность самого автора.

Своими снимками, самой своей судьбой, она раскрыла трагическую красоту революции, впервые применив фотографию в качестве орудия коммунистической пропаганды, художественного оружия классовой борьбы. Снимки Тины остаются непреходящим наследием новых поколений коммунистов, а ее биография, избавленная от шелухи дешевого романтизма, должна стать по настоящему прекрасным примером жизни, смыслом и содержанием которой было дело всемирной пролетарской революции. Опыт работы и искусства Модотти очень важен для нас сегодня.

communist.ru, 2001 г
Черно-белое
Руки пеона
"У нас есть все, чтобы кабальеро выглядел элегантно.."
Символ
Tina en la azotea. Фото Эдварда Вестона
Olla
mazorca, guitarra y canana
Читают "Эль Мачете"
Кукловод
Сапатистская композиция
Мелья, Хулио Антонио
Первомай. Ривера, Кало и другие
Знамя революции
Сомбреро
Машинка Мельи
Стадион
Фото Э. Вестона. 1924 год
Нефтяной бункер империализма
Трущобы Мехико
Двое
  А. Манчук