Главная

Земля Украины

Все повторяется
Досоциалистическая история Украины - борьба за обладание ее землей. В этой борьбе проходило формирование украинского народа. Столетия этой борьбы, многовековой схватки за освобождение родной крестьянской земли, "чорної, як горе, червоної, як кров", проросли поэзией Шевченко, "живой картиной поднявшейся нации крестьян, нации бедняков", - как скажет затем великий Франко. Наша литература формировалась как отражение развития форм земельной собственности, как рассказ о земле, описание тех кто ею владеет, и тех кто на ней работает. Она показывала Украину - вначале, как патриархальную страну богатейших помещиков-латифундистов, затем – как собственность зажиточного, жирного от достатка кулачества, проглотившего панские фольварки - крепких хозяев земли и хлеба, с сухарем-сердцем и неиссякаемой, крысиной жаждой к наживе. Описывала землистые лица и руки крестьян, не имевших своей земли и возможности обрабатывать землю для себя. Бедняков-наймитов, что с годами врастали в чужые поля, растворялись в нем человеческим перегноем, продавая свою жизнь и судьбу своих детей за хозяйскую копейку с матюком и батогами. Историческим ответом за это узаконенное, освященное угнетение были восстания и бунты - огненные вспышки сопротивления среди темных десятилетий рабской покорности, - в зареве горящих скирд и усадеб, в топоте сотен ног и гневных криках голодных глоток, которые будут вечно сниться нынешним хозяевам украинской земли.

Но эта литература рассказывала и о том, как основательно, "грунтовно" (грунт - почва, земля) меняла человека эта земля. Борьба за нее становилась единственным смыслом существования на селе, и "Земля" Ольги Кобылянской показывала, как земельная собственность, даже самые жалкие клочки "своей" земли превращали вчера еще полуголодного крестьянина в стяжателя-грызуна, беспощадного ко всякому, более бедному и зависимому, нежели он сам. Пьесы Карпенко-Карого вытащили из норы жалкие и жуткие мечты украинского собственника-кулака, – из тех, кто "трудом и смекалкой выбился в кровопийцы": "День, два, три идешь – моя земля!". Оперировать цифрами черноземных гектаров Украины, распространяться насчет "необозримых просторов" украинской земли, можно только лишь с обязательной поправкой на эту формулу безмерных аппетитов кулачества.

Классовые противоречия раздирали украинское село начала ХХ столетья. Капитализация, развитие торговли, административное стимулирование "хуторизации" деревни приводили к своему результату: богатые богатели, бедные покидали чужую землю, отправляясь на поиски своей - на Кубани, в Зеленом Клину уссурийского Приморья, в Австралии, и Канаде. Или становились работниками сахарных заводов, отправлялись на первые домны Юзовки и Екатеринослава, смешиваясь с пришлым людом иных имперских губерний - такими же обезземеленными крестьянами. Так рождался украинский пролетариат, рабочий класс будущей Украины.

Дальше была гражданская война, когда миллионные массы украинского крестьянства, выгнившие в империалистических окопах, вели непрерывную борьбу за землю, за ее раздел и передел - против белых и красных, немцев и петлюровцев, «голодранцев» и кулачья, неизвестных в ночи, против соседней волости, ближнего села, чужой улицы и родного брата. Эти годы завершили раздел села на тех, кто боролся за землю для себя, и тех, кто подчинялся исторической, общественной необходимости будущего искоренения частной собственности на землю. На селе он происходил просто, по имущественному признаку - количеству десятин, гужевых лошадей, голов скота, по старым делам, взглядам, чувствам и преступлениям. Это был новый, не менее кровавый этап борьбы, среди многих лет "вынужденной уступки" цепким сельским хозяевам со стороны победившего, но голодного и ослабленного, бесхлебного пролетариата.

Только десятилетие спустя встанет другая, новая "Земля" Александра Довженко. Киноповесть и фильм, ставшие кульминацией, высшим достижением развития украинской культуры, покажут социалистическое изменение общественных отношений на селе. Они провозгласят начало революционного освобождения человеческого сознания от тысячепудового гнета земельной собственности. Заявят об отмирании самой потребности обладать землей, необходимости в звериной борьбе за нее.

***
Теперь история собирается повторить себя в новой капиталистической Украине. Разбужены призраки извечной борьбы за землю, которая вновь сделалась собственностью, товаром. Ее отберут быстро и без особого труда, в несколько лет. Крестьяне готовы быть обманутыми – за бесценок продать свои "паи", обменять их на водку, хлеб и торжественные обещания. Готовы идти в наймы к новым хозяевам черноземов.

Это угнетение даст толчок к новой борьбе, заставит сознанием и желудком найти свое место на разбегающихся социальных полюсах. Пролетаризация аграрных регионов толкнет вчерашних крестьян, - дешевую и покладистую рабочую силу, - в города, где они станут дрожжами для подъема промышленности, одновременно дав новую кровь захиревшему классу рабочих.

На чужой земле неизбежно, гроздьями классового гнева, вырастет крестьянская революция, и, будучи подчинена целям и задачам организованной борьбы пролетариата, она может сыграть важнейшую роль в повторном уничтожении капиталистического строя в Украине.

2001 г.
  А. Корабленко