Главная

Наше гетто

Социальное разделение жилых кварталов
"Гетто - изолированный по национальному и социальному признаку район города, как правило, - место проживания городской бедноты", - говорит словарное определение понятия, которое еще недавно было для нас экзотичней пальм и бананов. Память о киевских гетто царских времен - еврейском Подоле, рабочей Демиевке и Шулявке - давно осела в учебниках истории. О гетто мы знали лишь по телерепортажам о черном Гарлеме и кровавой Палестине. Сегодня гетто - обыденная реальность. Социальное расслоение столичных жителей в целом завершилось, что позволяет четко определить "богатые" и "бедные" районы города, обозначив механизмы их формирования по классовому признаку.

* * *
Поселок Бортничи присоединен к Киеву в 1990 году. Помимо дачной застройки, он включает в себя рабочие кварталы химических предприятий, вынесенных за городскую черту. Это отдаленный мирок "гостинок" и "хрущевок", девятиэтажек, с перебоями в подаче горячей-холодной воды и полным набором коммунальных неудобств. Подвалы некоторых домов подтоплены еще с зимы, воздух подъездов настоян на запахе канализации. Предприятия, некогда давшие жизнь поселку, то стоят, то возобновляют работу, - но прожить за ее счет заведомо невозможно. Жители квартала перебиваются базарной торговлей, молодежь обсиживает подвалы посуше, проституция, наркомания, преступность, стали почти домашним явлением, а алкоголизм - нормой, смыслом существования всех возрастов и поколений. Добраться "до Киева" можно на редком, вечно опаздывающем автобусе либо на прожорливых маршрутных такси, накручивающих здесь "пригородную" цену. Многие местные, особенно - пенсионеры позволяют себе выезжать в город не больше одного-двух раз в месяц - из соображений экономии. Но несмотря на все это в поселке появляются все новые и новые жители.

Валерий Вадимович Браницкий поселился в Бортничах пять лет назад. Выходец из семьи "работников советского театра", он родился и вырос в центре, на Большой Житомирской. Продать квартиру и отправиться на "выселки" Браницкого заставила нищета. Ему было не на что жить - тем более в районе, внезапно ставшем таким "богатым" - районом для богатых. Теперь Браницкий с уличной кличкой "Граф" доживает свое в "гостинке" поселка Бортничи. Тут нет горячей воды, закопченная кухня похожа на звериную норку, а в его прежней, светлой, просторной квартире поместился сотрудник какого-то банка. У других выходцев из центра, оказавшихся здесь же, - до мелочей похожая судьба.

Сашко Клименко - сосед Браницкого, живет в Бортничах около года. Квалифицированный маляр-штукатур родом из-под Винницы. В Киеве "халтурит" на стройках, на ремонтах квартир. Зарабатывает на себя и оставшихся дома больных родителей. Мечтает завести семью и нормальную квартиру, но признает: шансов на это практически нет. "Гостинка" в Бортничах еще долго будет оставаться единственным жильем, которое он сможет себе позволить. Кроме Сашка, в "гостинке" проживают еще три таких заробитчанина из провинции. В квартале их живет несколько сотен - в основном, западноукраинские строители.

Эти характерные человеческие примеры обобщают два основных пути социально-демографического формирования окраинных киевских гетто. Кроме "туземцев" - бывших работников заводов и фабрик - здесь постепенно накапливаются те, кто лишился прежнего жилья в престижных городских районах, а также многочисленные приезжие из городов, местечек и сел Украины - провинциальная беднота, приехавшая искать заработка в сытом Киеве. И тех, и других привлекает дешевое жилье - последняя или же, наоборот, первая возможность уцепиться за постоянное проживание в столице. Иного выбора у них нет.

Разница, на первый взгляд, состоит лишь в том, что "киевляне" попадают сюда против своей воли. Практика выселения бедноты из центра поставлена на поток. Облюбованный состоятельными покупателями дом сдают в "плановый" капремонт, отправляя его жителей в отселенческие коммуналки. После чего, ставят их перед фактом: старые квартиры перестали существовать в результате перепланировки жилплощади. А на их месте уже устроился новый хозяин. Тысячам обдуренных таким образом людей пришлось отправляться в милостиво предоставленную им "городскую коммунальную собственность" на окраинных выселках. В гетто, ставшее их новым домом.

Впрочем, иногородние заробитчане также прибыли в Киев не по своей собственной воле. Их тоже гнали сюда невыносимые социальные условия, невозможность устроить нормальную жизнь у себя на родине.

Через какой-нибудь десяток лет это разделение сотрется и исчезнет. Останется один общий человеческий котел гетто - обыкновенного района бедноты, чуждого и враждебного богатым столичным кварталам. У нас будет так, как везде - во всем мире капитализма. Гетто - гетто негров, арабов, евреев, латиноамериканцев, белые гетто - место проживания "белого мусора" - обычны для всякой капиталистической страны, где социальное угнетение неизбежно сопутствует дискриминации по расовому и национальному признаку. Богатые не желают проживать рядом с нищетой, преступностью, грязью неимущих, а потому удерживают их в прочных невидимых клетках гетто, подальше от респектабельных кварталов.

Теперь гетто с закономерностью рождаются в городах капиталистической Украины - пропорционально массовому строительству дачных особняков буржуазии. Этот процесс происходит далеко не в одних только Бортничах - таких мест множество на всех окраинах Киева. В одном лишь Дарницком-Харьковском районах это ДВРЗ, Рембаза, "гостинки" "Радиозавода", Мясокомбината и завода "Буревестник", старые "хрущевские" кварталы, "деповские" общаги и Корчеватое - приднепровский поселок водников.

Немногим лучше положение гигантских спальных районов массовой застройки 70-90-х годов - Теремков, Борщаговки, Оболони, Троещины, Радужного, Воскресенки, Виноградаря, Харьковского и Лесного массивов. Проживающий здесь народ в основном сводит концы с концами - но не больше. Преступность и социальная безысходность давно поселилась в лабиринтах бетонных стен. В то же время, ситуация в бедных кварталах Киева еще весьма пристойно смотрится на общеукраинском фоне. В конце концов, индустриальные поселки Донбасса, Запорожья и Днепропетровщины по сути являются одним большим гетто, противостоящем жирующей за их счет столице.

* * *
Гетто стали нормой. К ним привыкли и перестали замечать - даже жадные до "чернухи" журналисты. Возможно, это и к лучшему. Жители окраин не будут надеяться на внимание со стороны занявших их квартиры оккупантов. Они будут знать, что им придется рассчитывать лишь на самих себя, самим отбивать и захватывать потерянные центральные районы. Все значительные революционные выступления прошлого вырывались из кварталов бедняков - из нашего пролетарского, рабочего гетто.

"Рабочий Класс"
2002 г.
  А. Манчук