Главная

Поганая молодежь?

Революция и культура
Обком комсомола организовал просмотр фильма Марка Донского "Как закалялась сталь". Перед фильмом - прием в пионеры. Но во время фильма новопринятые пионеры откровенно скучали. О чем-то болтали между собой, хихикали. Пионеров понять несложно. У них в душе еще нет таких струн, которые рассчитывали зацепить писатель Николай Островский и режиссер Марк Донской. Она больше напоминает ударный инструмент. Может попадать в ритм, идти в разнос, попав в резонанс.

Сегодняшние дети сильно отличаются от советских детей, но в целом наше молодое поколение ничем принципиально не отличается от той молодежи, с которой большевики делали революцию. А если и отличается, то никак не в худшую сторону. Ведь тогда далеко не все читать умели, а наша молодежь сплошь или имеет или получает, как минимум, среднее образование. И знают больше, и умеют никак не меньше. И ищущих людей среди молодых немало. И недовольства существующим положением вещей в молодежной среде сегодня никак не меньше, чем в начале двадцатого века. Другой вопрос - в какую сторону направляется эта энергия протеста. Но откуда молодежи знать, как и против чего, собственно, протестовать?

Нет, не молодежь плоха. А "большевики" - не те. То ли не умеем мы говорить с молодежью, то ли говорить нам с нею не о чем. Вот и киваем на молодежь. Мол, не понимает она коммунистических идей. И не задаемся вопросом, почему это полуграмотные молодые рабочие и крестьяне царской России понимали, гимназисты, семинаристы, студенты из дворянских и купеческих фамилий понимали и шли за свои идеи в тюрьму, в ссылку, на каторгу, а современная молодежь - даже дети коммунистов - не понимает.

Об эпохе революции и гражданской войны говорят, что та эпоха была совершенно другой, что там были другие люди. И это правда. Но разве это значит, что тем молодым меньше хотелось жить, когда они отдавали свои юные жизни за идею? Или они не уставали, им не хотелось отдохнуть? Расслабиться, как это принято говорить сегодня.

Нет, хотелось. Но у этих людей была великая цель. Они строили коммунизм - счастье для всего человечества. И не соглашались на меньшее. Вот секрет их успехов. Ради достижения такой цели и жизнь отдать не жалко, и о себе некогда вспомнить, работать можно день и ночь, не щадя себя. А теперь представьте, что молодому человеку или девушке предстоит отдать жизнь или хотя бы все свое свободное время за то, чтобы какая-то партия получила столько-то мест в парламенте, чтобы наш капитализм перестал быть "диким", а стал "цивилизованным", чтобы "честным предпринимателям" был обеспечен стабильный доход, а рабочим - возможность беспрепятственно работать на обеспечение этого дохода. Или за то, чтобы президентско-парламентскую республику превратить в парламентско-президентскую. Какие там у нас еще цели? Чтобы только православные попы имели право морочить головы нашим трудящимся. Чтобы было все, "как на Западе", чтобы каждый имел квартиру, машину и т.п.

Будет ли молодой человек или девушка жертвовать ради этого всего хоть чем-нибудь?

Конечно, не будет. Можно жертвовать всем ради счастья общества. Ради собственного благополучия можно жертвовать только счастьем и жизнями других людей.

Спору нет, современная молодежь воспитана не на лучших образцах мировой культуры. Нет такого свинства, которое не попытались бы буржуазные СМИ, наша холуйская школа, развратные и бессмысленные книги внушить нашей молодежи. Нет такой подлости, которую они не попытались бы привить нашей молодежи в качестве нормы и образца для подражания. Но молодежь все равно остается молодежью. Она не может удовлетвориться низменными жлобскими ценностями современного капитализма. Ей хочется высокого - по настоящему человеческого.

Нужно сказать, что эту тенденцию уже давно учуяла буржуазия. Социалистический реализм становится модным. Ловкие дельцы зарабатывают огромные деньги на советской живописи. Советские кинокартины не сходят с экранов частных телеканалов. Советские фильмы бойко распространяют видеопираты на видеокассетах и компьютерных дисках. То же касается и советских песен. Как российский, так и украинский рынок заполонили майки с гербами Советского Союза и надписями СССР. Они сегодня не менее модны, чем майки с Че Геварой.

"Год Николая Островского" - явление из того же ряда. Только на нем будут не просто набивать карманы, а наживать себе политический капитал. Буржуазия вовсю использует светлые образы революционеров для собственного обогащения и укрепления своего господства, а коммунисты что-то мямлят о "цивилизованном рынке", среднем классе и православной культуре. Это ли не парадокс!

Мы обязаны вырвать из рук политических дельцов наше идейное оружие, с помощью которого они пытаются разложить молодые души, и смело говорить с молодежью на молодежном языке - на языке революции.
  В. Пихорович