Главная

Новый шаг к социальной культуре

Интервью с Андреем Манчуком
"Новая волна":
– Андрей, как и когда родилась сама идея фестиваля социального граффити?

Андрей Манчук:
– Идея фестиваля социального граффити родилась давно. Если помнишь, я говорил о ней летом - тогда мы надеялись лишь на роспись заброшенной школы с минимальным составом участников. Окончательным толчком стало общение с чилийским журналистом, переводчиком Маркеса и Галеано, Олегом Ясинским во время его пребывания в Киеве. Олег показал нам фото современной сапатистской мурали, сделанные им во время поездки в Чьяпас, и мы пришли к выводу, что нам пора серьезно заняться этим направлением культурной борьбы. Давнее увлечение теоретическими основами ангажированной живописи, - от Посады, Великой Тройки, Герреро и Мендеса до европейцев Мазереля, Кольвиц, Гросса, журнальной графики Дейнеки, литографий Касьяна, - давало большой соблазн к воспроизводству левой художественной классики. Но мы решили ориентироваться на обычное уличное граффити. На то, что и без нас рисуется в подворотнях и на заборах - вы все чаще можете обнаружить там рисунки Гевары, Мальчиша-Кибальчиша, злую карикатуру на Кучму или Путина, просто левую символику. Мы вышли на профессиональных райтеров, выказавших интерес к левосоциальной теме. Они с радостью поддержали нашу инициативу, и в дальнейшем мы реализовывали ее вместе. Мы не навязывали, только помогали. Абсолютная свобода творческой инициативы и демонстративное доверие к нашим товарищам художникам.

Кажется, среди них были члены левых организаций?

– Да. Это, прежде всего, группа Psia Crew, а также родственная ей формация Галицька Лiва Фронта, выходцы из шахтерского Червонограда. Их лидеры - товарищ Lodek и Сашко-Ins приняли активное участие в организации фестиваля.

Судя по реакции милиции, организовать его было непросто.

– Реализация фестиваля проходила трудно. Чиновники, МВД и мороз объединились в тесный классовый союз. Разрешение на фестиваль выбивалось с большим боем. Ребята-райтеры холодной ночью закатывали грунтовку на стены, рискуя загреметь в отделение - в ночь перед фестивалем мы еще не имели на руках необходимой бумажки, мотались по РОВД разных районов. За час до открытия акция вновь оказалась под угрозой запрета. Но и после этого нам пришлось отбить несколько атак милиции, что вы могли видеть сами. Они давили на художников, пытались напугать их и разогнать фестиваль. Сейчас сотрудники звонят им домой, тактика запугивания продолжается.

Почему власти так не хотели давать вам это место? Из-за того, что оно находится в центре, или из-за социальной тематики фестиваля?

– Их корежило при одном слове "социальный". Да и при слове "граффити" тоже - нас обвиняли в поощрении хулиганов, которые, оказывается, рисуют даже на стенах госадминистраций (по-моему, блестящее место для социального творчества). Социальное граффити! Да еще в таком людном месте! Один фуражкин, из тех, кто пытался загубить акцию уже после ее открытия, так всем и заявил: "Тут завтра Кучма поедет, а на стене - террористы!". То, что фестиваль совпал с датой Революции по старому стилю - 25 октября - чистая случайность. А вот место у завода "Большевик", на территории рабоче-студенческой Шулявской республики 1905 года, подбиралось во всех смыслах осознанно. Прекрасная композиционность плюс прекрасные традиции революционной истории. Художники знали, что на месте их стены, у заводской проходной на Брест-Литовском стояла баррикада "Шрапнельная", штаб рабочих дружин. Объясняя тактику общения с ментами, мы призывали брать пример с тех, кто не боялся дать отпор казачьим сотням.

Можно ли проводить такие акции и в других городах Украины, в России, в Москве? Ведь для этого требуются большие средства и связи.

– Нужно проводить. Это вполне реально. По большому счету, деньги нужны только на краски. Остальное можно обеспечить собственными усилиями, при необходимости мы поможем. Больше энергии и больше злости. Мало кто верил в то, что нам удастся реализовать эту акцию. Говорили, что это чистой воды авантюризм, но, имея опыт работы над клипом Sixtynine, мы знали, что все решает энергия, бойцовские качества и ясно обозначенные политические цели нашей работы. Последнее особенно важно. Наша деятельность - не абстрактно-культурологическое, "общелевое" движение. Она подчинена конкретным задачам рабочей борьбы за победу социализма в Украине. Песни Sixtynine уже используются для музыкального оформления левых акций, а трафареты левого граффити начинают появляться на стенах заводов и университетов. Рэп-фанк музыка и граффити - ведущие направления уличной культуры капитализма, его порождение и лучшее культурное средство некультурной борьбы против него. Они наиболее адекватны нашему настоящему, они обеспечивают быстрое и глубокое проникновение наших лозунгов в молодежную среду. Я уверен, в ближайшем будущем они станут ведущими методами левой пропаганды. Эти чиновники верно чуют, чем пахнет - завтра на их конторах будут писать не матюки, а лозунги протеста. Это будет красиво, и потому особенно убедительно.

Насколько известно, политический эффект фестиваля уже оценила пресса?

– Да. В частности, в фото-рецензии на фестиваль, опубликованной на антикучмовском сайте "Майдан". Их текст говорит сам за себя, я просто приведу его в переводе на русский: "Мы не ходим в галереи, наши картины - улицы городов", - говорит один из юных художников. Молодежи (да и зрелым людям), которые проходят мимо очень нравится действо с яркими красками, громкой энергетической музыкой, своеобразный прорыв за пределы будничного, серого и покорного существования. Политические партии и силы - берите на вооружение нетрадиционный формат акций. Молодых не интересуют нудные и молчаливые пикетирования".

Вообще, пресса реагирует очень активно. Все последние три дня рисунки снимают и фотографируют, было много публикаций, несколько интервью. Как оказалось, это был первый крупный фестиваль граффити в Киеве. Сейчас они очень интересуются нашим музыкальным фестивалем 14-го ноября, где будут выступать Sixtynine и другие левонаправленные коллективы.

Андрей, есть ли связь между первым фестивалем граффити и знаменитым клипом "В белом гетто" группы Sixtynine? Как известно, он он тоже снимался в Киеве, на базе вашей левой видеостудии. Вис Виталис и Sixtynine были почетными гостями фестиваля, акцию разогревала их музыка. Можно ли говорить о том, что фестиваль граффити это следующий этап работы по стимуляции развития левой культуры?

– Конечно. Продвиженческая, прогрессорская функция имеет здесь место. Мы ищем людей, помогаем им познакомиться, повлиять друг на друга, помогаем им оформить и развить свое творчество, придать ему выраженный политический акцент. Это своего рода культурная программа ВСР и ряда организаций Комсомола Украины. Я не думаю, что она имеет аналоги в левом движении СНГ, как не имеют подобных левых аналогов наши видео-работы и этот фестиваль. Что касается нашего друга Виса, по существу он является одним из теоретиков этого движения, которое хорошо именно тем, что зарождается естественным путем, без мертвых организационных форм, без пустых и пошлых догма-деклараций для тусовки. Зачем нам дурацкие манифесты, если мы имеем стихи Sixtynine?

То есть, все происходящее принципиально организовано вне тусовок?

– К счастью, на Украине не сложился левый культурный истеблишмент, который уже существует, к примеру, в Москве. Организаторы наших акций - обыкновенные активисты коммунистических и рабочих организаций, а их участники - простые пацаны из провинции и столичных окраин. К счастью, наша левая тусовка слишком слаба, чтобы задушить на корню это коренное, естественное движение. Мы следуем хорошему ветхозаветному совету: "не лей новое вино в старые мехи". Мы ведем работу с новыми, деятельными, умелыми и серьезно заинтересованными людьми. С теми, кто пишет, рисует, снимает, поет. Только конкретная работа на конкретные результаты. Это движение растет, оформляется. Развитие идет, многое получается, мы постепенно обрастаем людьми самых разных культурных направлений.

Какими будут следующие культурные проекты? Каких направлений культуры они коснутся на этот раз?

– В ближайших планах - работа над левым костюмом и создание сайта протестной культуры. Кроме того - документальная лента о диких шахтах Южного Донбасса, интереснейший проект левой мультипликации который мы надеемся реализовать с днепропетровскими товарищами, издание рассказов о гастарбайтерах, социальная фотография, дальнейшая поддержка левых музыкальных групп - уже известного коллектива "Свiт за очi", и тех, кто идет за флагманом Sixtynine. Разумеется, все это будет по-прежнему совмещено с политической, социальной, рабочей, антипоповской борьбой, борьбой в защиту политзаключеных. Важную роль играет дальнейшее развитие левых интернет-ресурсов, и печатных изданий, которые служили бы теоретическими органами и рупорами движения. Cреди последних лидирует "Новая Волна", которая становится органом этой культурной микрореволюции.

Есть ли надежда, что такая протестная культура сможет встать на ноги, несмотря ни на что?

– В общем, мы не стоим на месте, и, вероятно, это главное. Во время нашего интервью с редактором "Ультра.Культуры", поэтом Ильей Кормильцевым он сказал хорошо и просто: "Я думаю, будущее имеется". Мы очень стараемся, чтобы это оказалось правдой.

30 октября 2003 г.
Постер фестивалю
Начало
Стена Борьбы. Панорама
Снаряды привезли
Вооружен. И очень опасен
Штурмуют стены
"Правда заложила мощный фундамент..."
Работа
Наша девочка
Цвета
Менты пытаются разогнать
Ленин сегодня
Єднайтеся!
Стикеры фестиваля
До боротьби!
Стена борьбы - крупно
  "Новая волна"         1  2