Главная

Опасная мураль

Неизвестная фреска Давида Сикейроса
На путь классовой войны с угнетателями рабочих и крестьян художник Давид Альфаро Сикейрос вступил еще подростком. И уже ничто не могло свернуть его с избранного пути. В сорок принял командование бригадой испанских республиканцев. В преклонные лета познакомился с тюремными застенками. Великий художник, он называл себя в первую очередь революционером и только потом уже художником. И верил, искренне верил, что когда краски на его картинах высыхают, то превращаются в порох, и под слоем фресок он спрячет единственную правду мира.

Нынче эта "правда мира" в виде фрески, названной автором "Портрет Мексики cегодня. 1932", явилась американским любителям живописи в Музее современного искусства Санта-Барбары, города, хорошо знакомого каждому россиянину благодаря многолетней трансляции одноименной американской телевизионной "мыльной оперы".

Вообще-то известны три монументальных фресковых полотна, написанные Сикейросом в период его первого, восьмимесячного пребывания в Соединенных Штатах. Но полностью сохранилось только одно из них. Обнаружилась оно в Лос-Анджелесе и в течение последних четырех лет готовилось к сложнейшему переезду в музей Санта-Барбары. Когда в 1932 году Сикейрос появился в Лос-Анджелесе (был приглашен преподавать в Школе изящных искусств в Пассадене), его целью, как напишет он в своей записной книжке, было создание "величественной фресковой живописи на открытом воздухе - под солнцем и дождем - для широких народных масс".

Первую фреску он сделал для Школы изящных искусств. Хозяйка школы предложила расписать наружную стену здания: "Давид, напишите что-нибудь про Америку, желательно в своей восхитительной муральной манере". И Сикейрос написал. По краям фрески - оборванных, гневных рабочих, в центре - революционера, такого же, как и сам автор композиции, "агитатора, горлана, главаря", раздающего народу винтовки и прокламации. По словам Сикейроса, его работа символизировала "простой тезис марксистской диалектики: "знание и борьба неизбежно приведут к освобождению". Разразившийся во время презентации скандал был настолько грандиозен, что опальный мексиканец в одночасье стал знаменит и в Америке. И вскоре получил новый заказ. Калифорнийский Plaza Art Center попросил расписать в новаторской манере, но, естественно, без всякой политики, стену площадью около двухсот квадратных метров. Рекомендуемый сюжет - веселый тропический рай. Сикейрос, верный себе, написал пирамиду, джунгли, индейца, распятого под когтями американского орла, и революционеров, готовых к борьбе. Так возникла ставшая еще более знаменитой "Тропическая Америка, угнетаемая и терзаемая империалистами". Снова скандал, снова шум. Фреску вскоре закрасили, но не полностью. Сегодня то, что от нее осталось, американцы пытаются спасти, а закрашенные куски реставрировать.

Будь Сикейрос жив, его бы точно позабавило, что третья его американская работа, в отличие от двух предыдущих, вовсе даже не предназначенная для обозрения широкой публики, стала нынче достоянием общественным и признана шедевром. Она была написана только для одного человека - Дадли Мерфи, влиятельного и весьма успешного голливудского продюсера, человека веселого, бесшабашного и загульного, владельца дома в испанском стиле. Когда они познакомились, Сикейрос еще трудился над "Тропической Америкой». Дадли Мерфи позвонил и пригласил художника на свою виллу в Санта-Монике. В доме у него Сикейрос познакомился с Чарли Чаплином, Марлен Дитрих и английским актером Чарлзом Лоутоном.

"Мы стали большими друзьями, я и Сикейрос, - напишет в своей биографии Мерфи, - и, чтобы оказать ему помощь, я вынес всю мою мебель из дома в сад, а в доме устроил трехдневную выставку картин Сикейроса... Сикейрос продал около 10 картин. Чарлз Лоутон купил две... Джозеф фон Стернберг купил одну. В благодарность Сикейрос предложил написать для меня фреску на стене патио во дворе".

Сегодня некоторые критики рассматривают сикейровские мурали как типичный пример политически ангажированной живописи и ценность их называют больше исторической, нежели художественной. Однако закавыка в том и заключается, что именно эта политическая ангажированность фреску "Портрет Мексики сегодня" сохранила.

Специалисты полагают, что Сикейрос набрасывал эскизы, стоя в гостиной основного дома. Сама по себе фреска на внутренних стенах четырехугольного патио с распахнутой передней стеной должна была стать частью дворового интерьера и хорошо просматриваться при выходе из парадной двери виллы. На самой длинной задней стене патио Сикейрос разместил двух скорбящих крестьянок и полуобнаженного малыша. Рядом с ними сидит Плутарко Элиас Кальес, президент Мексики с 1924 по 1928 год. Он пришел к власти как сторонник революции, а теперь художник "содрал с него "красную маску" и положил у ног мешки с деньгами. Прямо напротив Кальеса - изображение хозяина мешков, американского финансиста Дж.П. Моргана, подкупившего мексиканского правителя и сыгравшего весьма неприглядную роль в разрушении нефтедобывающей промышленности Мексики. На боковых стенах - два погибших крестьянина завернуты в красные и синие мексиканские шали; и советский красногвардеец, спешащий им на помощь. Сама по себе фреска - наглядное свидетельство представлений художника и его жизненное кредо: "Есть белое и черное, есть жизнь и смерть, есть деньги и нищета. И когда краска высохнет, она превратится в порох". Он свято верил в художественную пропаганду и агитацию, а на открытие своих работ приглашал оркестры, которые должны были играть "Интернационал" и тем поднимать массы на борьбу.

В отличие от варваров-миллионеров, закрасивших фрески Сикейроса закрашивал, Дадли Мерфи понимал ценность подаренной ему работы и заботился о ней. Однако 1946 году он продал дом Вилларду Коу. По иронии судьбы Коу был племянником Моргана, того самого денежного туза, изображенного на стене патио, и новые хозяева решили замазать опасную живопись. Ее спасло лишь заступничество Карлоса Чавеса, известного мексиканского дирижера, который, увидев творение Сикейроса, пришел в неистовый восторг. Однако с этого времени мураль фактически скрывалась от общественности.

В 1986-м дом, а следовательно, и фреска снова поменяли хозяев. Сикейровский шедевр (десять метров в длину, два с половиной в высоту) - красочные портреты коррумпированных политиков и бедных крестьян, сгруппированных вокруг внутренних стен теперь уже полуразрушенного патио, - достался супругам Блумингдейлам. А пять лет спустя Блумингдейлы выставили фреску на аукцион Кристи, где она была оценена в полтора миллиона долларов. Перенос начался лишь в 1998 году. Предпринятые для этого усилия были феноменальными. Сегодня, спустя четыре года, отреставрированный патио, расписанный знаменитым мексиканцем, стоит рядом с главным входом в музей и вызывает восторг приходящей поглазеть публики. Здесь же можно узнать подробности уникальной, виртуозно, без сучка и задоринки проведенной операции стоимостью в один миллион долларов. Но одна неизбежная потеря все-таки случилась: композиционная связь с окружающим ландшафтом, задуманная художником, прервалась. И этого уже не поправить.

Между прочим, первый визит Давида Альфаро Сикейроса в США закончился очень характерно для страны миллионеров, преследующих передовую живопись. В конце 1932 года художник был посажен властями на корабль "Рио Нилус" и выслан из страны.

www.communist.ru
  И. Тосунян