Главная

Кричащие стены Чили

Традиция левого граффити
Рождение фестивалей социального граффити в Украине, на территории СНГ - одно из проявлений зарождения элементов политического сознания нового поколения левой оппозиции. Очевидно, что это движение использует широко известный опыт молодежного движения художников-бригадистов Чили 60-х - 80-х годов.

Мурализм (от испанского “стена”) как направление в живописи начал выполнять важную социальную роль в Латинской Америке со времен мексиканской революции 1910-1917 гг., но своего апогея как форма народного искусства он достиг именно в Чили времен Народного Единства, где получил не просто революционное, а непосредственно агитационное содержание, напрямую обращенное к массам.

В середине 60-х годов движение бригадистов было стихийным, но по мере приближения к победным выборам 1970 года, когда к власти пришло Народное Единство во главе с С. Альенде, приобретало все более отчетливые организационные формы. Решение о создании Бригады Рамоны Парра (БРП), ставшей впоследствии самой знаменитой и легендарной, было принято на съезде Коммунистической молодежи Чили в 1969 г. Молодые коммунисты нарекли созданную организацию именем чилийской комсомолки, погибшей 28 января 1946 г. во время расстрела демонстрации забастовщиков. После этого бригады социального мураля (настенного рисунка) появились и у других партий. БРП была первой, другие брали с неё пример.

В стачечных боях, достигших наивысшего размаха в 50-60-х годах, окрепло рабочее движение, сделавшее возможной победу Альенде. Поэтому можно сказать, что именем Рамоны Парра открылась послевоенная эпоха чилийского левого движения, трагически завершившаяся именами Сальвадора Альенде, Пабло Неруды, Виктора Хары.

Став организацией, движение выработало свой собственный эстетический, художественный стиль, свой поэтический язык. Фраза «Мы раскрасим все до неба. До победы» стала лозунгом БРП. Широкими кистями они рисовали призывы, лозунги, воззвания на фоне голубя - символа мира, кулака - символа борьбы, звезды - символа будущего. Главными темами творчества бригадистов были солидарность с Кубой и Вьетнамом, поддержка Народного Единства и антиимпериализм. И пусть не всегда их настенные композиции отличались изяществом, выверенностью форм, художественной законченностью. Но зато в них всегда присутствовала идейная целостность рисунка, высокая и одновременно доступная содержательность замысла. Это вам не современные, сделанные подчас с большим мастерством, городские граффити, изображающие какие-то непонятные технотронно-кислотные абстракции, на поверку оказывающиеся всего лишь индивидуальным логотипом автора. Разве это не проявление разорванности и запутанности сознания, его отчужденности от действительности?

В предвыборное время 1969-70 годов перед бригадистами стояла задача сделать политику гласной, доступной народу, вынести политические баталии из кулуаров на улицы. Но самым существенным в деятельности бригадистов было, скорее всего, не то, что они занимались агитацией и пропагандой, а то, что они были, можно сказать, индикатором высокой зрелости политического сознания масс. Они были голосом не только партии, но и народа, потому что партия была душой Народного Единства.

БРП насчитывала около двух тысяч комсомольцев. Главной особенностью движения было единство мировоззрения и, как следствие, - сплоченность рядов и высочайшая согласованность действий по всей стране. Бригады, наносившие мураль на севере Чили, знали, что такой же мураль рисуют на юге страны. Изменялась политическая ситуация - менялись и лозунги на стенах во всех уголках Чили. Они были пульсом политической жизни страны. Нередко комсомольцам самим приходилось изменять надписи на сделанных вчера муралях в соответствии с текущим политическим моментом. Расписанные ими стены призывали к борьбе и единству.

Рабочие команды бригадистов состояли из 6-12 человек. Работали - именно работали, а не проводили досуг, как современные любители граффити, - бригадисты посменно каждый день: одна команда вечером, другая ночью. Внутри бригад было четкое разделение труда: одни рисовали фон, другие делали контур рисунка, третьи наполняли контур цветом. За каждым из рисовальщиков закреплялся свой цвет, за нанесение которого он отвечал. Все это обеспечивало оперативность работы, жизненно необходимую в условиях сначала полицейских преследований, а потом - разгула фашистских банд. Например, на то, чтобы нанести надпись «?Amanecer Venceremos!» - «Рассветет - победим!», у бригадистов уходило полминуты. Общий труд и риск на долгие годы сплачивали бригадистов узами товарищества и идейного братства.

За три тяжелых и счастливых года власти Народного Единства чилийская культура испытала невиданный подъем, всплеск народного творчества. Новая чилийская песня и народный мурализм стали главными течениями в вырвавшемся из-под гнета культурном потоке. Стены набережных, домов, заборов ликовали, излучая радость новой жизни. Регулярно проводились коллективные росписи стен. Самым знаменитым произведением бригадистов того светлого периода стал мураль под названием «Первый год чилийского народа» - композиция длиной в 200 метров, расписанная в саду муниципалитета Канхе муралистами БРП во главе с Алехандро Гонсалесом.

А потом - 11 сентября 1973 года - на президентский дворец Ла Монеда обрушились бомбовые удары. Начался мрачный период военной диктатуры пиночетовской хунты. Среди других левых активистов бригадисты были подвергнуты репрессиям, перенесли пытки, многие были убиты или изгнаны из страны. Но движение не исчезло - оно ушло в подполье. Каратели хунты не просто закрашивали мурали БРП, они взрывали стены. Но мужество сильнее взрывчатки, и на стенах появлялись надписи: «Альенде жив!», «Мы семя, которое прорастет», «Где они?» - о тысячах пропавших без вести, «Объединиться и бороться до победы!», «Шакал, убирайся вон!» - выражение общих чувств к диктатору.

Движение жило, чтобы через долгих 15 лет возродиться и еще раз сыграть важную роль в истории Чили. В 1988 году был назначен референдум по вопросу о пиночетовской конституции. Таким путем диктатура стремилась легитимизировать себя в глазах народа и мировой общественности. Но абсолютное большинство чилийцев сказало «Нет!». Огромная заслуга в этом принадлежала новому поколению комсомольских муралистов, проведших по всей Чили кампанию протеста против хунты. «Вы можете растоптать цветы, но вам не остановить прихода весны!» - писали они на стенах.

В начале 1990 г. власть перешла к гражданскому буржуазному правительству. Но до весны еще далеко. Новая чилийская весна ждет своего часа, когда наступит глобальное революционное потепление общественного климата Земли.
Бригады Рамоны Парра, плакат
Памяти Виктора Хары
Бригадисты за работой
Единый Фронт
Альенде и бригадисты
Президент смотрит мураль
Под красным знаменем
Фашизм - это смерть
Единство в борьбе
Художники-бригадисты из БРП
Пролетариат- производитель
Венсеремос
Рамона
Краски революции
Империализм
Мать
  А. Авантов         1  2