Главная

Венесуэла: граффити революции

Столица граффити. Альтернативное СМИ
...Стены венесуэльских гетто покрывает левое граффити. В баррио «23 января» расцвечен каждый уголок. На вьезде в него расположена серия больших рисунков «Тупамаро» под слоганом: «Никогда не вернемся к прежней жизни». А на господствующем среди лачуг холме, у подножия блочных домов, разместился настоящий центр революционного граффити Каракаса. Одна за другим идут прекрасные мурали Альенде, Сапаты, Кастро, Боливара, Марти, галерея воинов гетто, павших во время классовых восстаний прежних лет. Здесь же стоит монумент народному святому – врачу, бесплатно лечившему бедняков. Нас начинает сопровождать местный полицейский на мотоцикле, не отрывая руки от кобуры пистолета. Напрасно – местные жители доброжелательны, и с удовольствием показывают новое здание Культурного центра Симона Боливара. Задолго до поездки в Венесуэлу мы установили связь с представителями левокультурных проектов этого легендарного баррио – el23.net, hiphoprevolucion.com. Сегодня «23 января» лежит у нас под ногами: снизу оно разрисовано тупамарос, вверху стены домов захватили «красные петухи» – эмблема коммунистов Венесуэлы. По результатам вчерашних выборов эти партии чавистского блока заняли в Каракасе второе и третье места, после собственно чавесовского «Движения за Пятую Республику». Но для того, чтобы знать, за кого этот город, достаточно посмотреть на его стены.

Левое граффити и плакаты можно видеть буквально на каждом шагу. Особенно – в этом районе. Если Каракас является мировой столицей политического граффити, Бейнте-трес-де-энеро выполняет роль ее административного центра. За две недели в Венесуэле мы видели множество образцов левой мурали, очень разнообразных по своему сюжету и качеству. Полный каталог этих работ потянул бы на десятки тысяч наименований. Здесь есть рисунки профессионалов, а также, искренняя, а оттого не менее интересная мазня тех, кто просто выплескивает на стены свои чувства. В кварталах «23 января» созданы, пожалуй, самые зрелые их этих работ. Портреты Боливара и Че на весь торец жилых домов, большое антифашистское граффити с разорванной народами свастикой, рисунок палестинского боевика с требованием прекратить расистскую политику на Ближнем Востоке. В районе Салинас действует группа «Бригады муралистов Освободителя», которая выполняет портреты героев кубинской революции. На главных городских магистралях видны свежие фестивальные мурали со сценами освободительных войн Миранды, Боливара, Сукре, логотипы «Баррио Адентро» и других социальных программ, сцены из жизни барриос. В Ла Гуайре обращает внимание большой рисунок со слоганом «Революция создает и изменяет культуру». На Площади Изящных искусств расположена прекрасная композиция о политической истории Венесуэлы. Череда колонизаторов и диктаторов, сплошное темное время в проблесках народных выступлений – от бунта рабов во главе с самбо Чирино, до восстания «Caracazo». Ближе к центру расположена гигантская мураль художника Сапаты, посвященная социальной жизни Каракаса.

За этими рисунками стоит стихия социальных движений. С какого-то момента она направляется рукой боливарианских властей. Мы прямо спросили об этом у президента Национального института молодежи Венесуэлы, во время его встречи с украинской делегацией в пентхаузе каракасского небоскреба. Он признал: чавистские партии содействуют распространению политического граффити, видя в нем альтернативу подконтрольным оппозиции СМИ. Продвижением революционного искусства занимается алькальд Каракаса, Фредди Берналь, чье имя нередко красуется на рисунках рядом с команданте Чавесом. В итоге уличная мураль стала могущественным ньюсмейкером, и ей верят намного больше, чем телеэкрану. Власти ограничиваются тем, что дают художникам краски, и обеспечивают лояльность полиции. Создатели граффити не нуждаются в идеологических указаниях сверху.

Существуют и античавистские граффити – их гораздо меньше, они встречаются только в богатых районах, и существенно уступают в качестве многочисленным работам своих оппонентов. Оппозиция проиграла и здесь. Она то ли не хочет портить стены своих вилл, то ли не желает снисходить к «низкому» уличному искусству, или же просто боится покидать дома вечерами. С большим трудом нам удалось разыскать несколько граффити «левых» античавистов из «Бандера Роха». Это были простые надписи на стене, обвинявшие президента в хаосе и коррупции от имени анонимных студентов. Впрочем, в Ла Гуайре рисунки с симоволикой «БР» красовались среди чавистского граффити – лишнее подтверждение разговорам, что к оппозиции примкнула только столичная, студенческая часть «Бандера Роха» во главе с провокатором Габриэлем Пуэрта. Другие «левые» античависты никак не отразили себя на стенах и известны лишь знатокам политического процесса.

Искусство социального граффити и хип-хопа содействуют воспитанию чувств участников боливарианской революции. Это настоящие чувства и настоящая культура. Галереи и центры буржуазных кварталов планеты забиты постмодернистским дерьмом. Среди модных перформансов августа-2005 – татуированные свиньи бельгийского художника Вима Дельфоя, нудистская выставка в венском Leopold Museum, с бесплатным входом для голых посетителей, парад коровьих скульптур в Москве. А здесь, в баррио, безвестный подросток выводит на стене Че Гевару и Франсиско Миранду, пишет лозунги революционной борьбы, строчки из боливарианской конституции, которая служит учебником в его школе. Уличные художники создают точные копии домиков баррио – из того же самого мусора, только поменьше размером. Мы видели у них прекрасные инсталляции: например, вырезанного из дерева пса, прикованного к железному остову телевизора – прямая аллюзия на продажных журналистов оппозиционных каналов. Будущее за этой, настоящей культурой. Еще и потому, что она умеет постоять за себя. Работу художников-муралистов охраняют бойцы политических групп гетто.

Полный текст "Боливарианских записок":
Часть первая, Часть вторая

Фотогаллереи:
Музыкальная культура, Левый костюм в Венесуэле
"Революция создает и изменяет культуру"
Фидель, Альенде, Марти
Свободу народу Палестины!
Краски Боливара
Че, Сапата, Чавес
Антифашизм
Тупак Амару
Цвета Че
За коммунистов!
Флорентино в медпункте "Баррио адентро"
Знамя карибской революции
  Андрей Манчук         1  2  3  4  5  6  7