Главная

Левая улица

Рисунки на стенах гетто
Возникнув в гетто, рабочих кварталах индустриальных городов, искусство граффити сразу выделило в себе социальное течение. Власти были озабочены этой стороной нового движения, однако ни спецподразделения полиции по борьбе с граффити, ни серия арестов политизированных граффитеров не смогли остановить его. Мало того, настенные рисунки стали активно использовать левые организации, рабочие профсоюзы в Северной и Южной Америке, Азии и Европе. Сегодня течение социального граффити охватывает украинские города. У наших художников зачастую нет денег на дорогие баллоны, однако наши власти не имеют бюджета на борьбу с социальной напастью, у них нет опыта работы в этой сфере. Это уравнивает силы в начинающейся борьбе за украинские улицы.

Среди лидеров протестного граффити Украины заметна формация “Пся Крев” – она активно содействовала активистам ghetto.in.ua в организации фестивалей «Кольори протесту». “Пся Крев” достаточно известна в Украине и России, ее работы знают в Европе, на нее ориентируются многие граффитеры в самой Украине. Лидер формации, Лодек, говорит о социальном факторе в своем творчестве:

«Наша деятельность имеет два измерения: эстетическое и социальное. В эстетическом или визуальном измерении присутствует гедонистический фактор: на произведение просто приятно смотреть, это здорово и красиво. В социальном измерении присутствует протест. И это не просто юношеский протест против «чего-нибудь» – ведь многие любят покричать, а потом отправляются домой пить «Кока-колу». Мы же рассматриваем протест, как нашу основную деятельность. Если наше граффити уничтожили, мы придем и напишем там матерное слово. Граффити –это одна из форм социальной борьбы в большом городе».

Художники из «Пся Крев» пытаются влиять на общество, и с этой целью стремятся создать свой неповторимый и узнаваемый стиль. Сегодня они изучают наследие украинской народной художницы советской эпохи, Марии Приймаченко, и стараются опираться на ее творчество. Именно Лодек является автором известного рисунка «Єднаймося!” (первый фестиваль «Кольори протесту»), который уже стал одним из символов рабочей борьбы в Украине.

Пустив корни в Украине, граффити не утратило традицию нонконформизма, социальной борьбы, радикальной ломки общественных устоев и норм. Это беспокоит городские власти Киева, которые с большим скрипом выдали разрешение на фестивали «Кольори протесту», а потом, с помощью милиции, все равно пытались сорвать их проведение. От источника в горадминистрации нам стало известно о том, что обеспокоенное всплеском движения социального граффити, руководство города попытается “возглавить” его. Для этого предусмотрены программы финансирования по деятельности молодых “райтеров” по созданию фресок в промзоне Киева – на зарубежный манер.

Однако тот же, зарубежный опыт показывает, что социальное граффити все равно никуда не денется со стен гетто. Наоборот, со временем это рисунки будут приобретать все более острый, политизированный характер, одновременно повышая свое художественное качество. Уже сегодня, после фестивалей 2003-2004 гг., отличные образцы социального граффити все чаще появляются в городах Украины. Наша улица уже становится левой.

"Подробности"
Фреска борьбы. Коллектор Лыбеди
Киевская служба уличного бунта
Мураль Лодека, Коллектор Лыбеди
RATM – Че
"Пся крев". Не пойман - не художник
Черный пустырь жизни
На пути электриЧек. Запад Киева
  Сергей Киричук         1  2