Главная

"Ленинджилик... Буржуйда баш!"

Социальная лирика крымско-татарского народа
"Социальная лирика" - совсем не новый термин. Выдающийся украинский советский тюрколог, академик Агатангел Крымский писал: это определение родилось в самой среде революционных татарских поэтов. В 20-х годах прошлого столетия они создали новую лирику - продолжая традиции прославленной со средневековых времен литературы Крыма, наполнив ее социальным смыслом нового, революционного времени.

Среди представителей этого движения наиболее известен поэт, новеллист, драматург Омар Ипчи, под псевдонимом "Аль-Кедай" - "Красный кобзарь" или "Красный менестрель". В 1915 году он печатает свой первый стих - "Медресе", описывая тесный затхлый мир мусульманского духовного училища, бурсы для темной массы семинаристов. Спустя два года, после издания песни "Солдат-революционер", Омар Ипчи становится профессиональным большевиком-литератором. Он является автором наиболее значительных произведений красной крымско-татарской поэзии - таких, как стих "Аль октабр гэнэ Гэльци" ("Вновь пришел беспощадный Красный Октябрь") или гимн "Ленин олдью!" ("Ленин умер!"), с его итоговым выводом - грозный вождь революции бессмертен, поскольку продолжит свою жизнь в рядах стремительно атакующей врага рабочей партии. Другое известное стихотворение Аль-Кедая - "Хаят-курэш" ("Жизнь-борьба"). "Маркс сказал - миллиарды бедняков соединяйтесь, - напоминает Ипчи, - а Ленин приказал бороться за новую жизнь - на заводах, на фабриках, на дорогах, в степях, на земле и на небе, против капиталистов, против империалистов, против помещиков, против всех-всех врагов человека". "Пусть земля дрожит, пусть небо стонет, пусть не останется камня на камне, а у буржуя - ни головы, ни глаза, ни брови".

Йер титресин
Кьок инлесин!
Таш устюндэ таш,
Буржуйда баш,
Кьоз ве каш
Кьялмасын!

К двадцатилетию кровавого расстрела 9 января Аль-Кедай публикует поэму "1905, йанвар 9" - о том, как жандармы заманили в ловушку у царского дворца и расстреляли задуренных попами, спрятавшихся за кресты и иконы рабочих. "…И только когда пошли к царю без попов и икон, с оружием в руках, только тогда смогли добыть себе права и волю, - учит крымско-татарский поэт. "Кровь за кровь! Царю и капиталу смерть!"

Посетив другой, древний ханский дворец в Бахчисарае, Омар Ипчи издевается над мечтаниями татарских националистов. "Тарих тэкрар дэгиль дир" - "История не возвращается, - говорит он, - история идет вперед, и это хорошо. Потому что если бы повернула назад, то встали бы ханы и косили бы наши головы, а беи с мурзами угнетали бы народ. Нет, мы благодарим Октябрь и твердо идем надежным путем Ленина", - говорит Аль-Кедай.

Он пишет стихи о невиданной в Крыму индустрии, в защиту американских политзаключенных Сакко и Ванцетти, в поддержку нового крымско-татарского алфавита на латинице. Описывает Красную Армию - войско рабочих и крестьян, которое в походе поет на родном для него языке: "Капиталуа эджель-олюм кьотюрген - о бизлер миз!" ("Кто несет неизбежную смерть капиталу - мы, мы!").

О вооруженной классовой борьбе рабочих, как подлинном человеческом счастье, говорится и в пьесе "Азад халк" - "Освобожденный народ". Здесь герой Омара Ипчи, красноармеец Мустафа провозглашает: "Товарищи! Пусть сгинут кулаки и батыры! Да здравствует единение рабочих и бедняков-земледельцев! Да здравствует красный флаг всемирной революции!", - после чего актеры, а затем и весь зал начинают вместе петь "Интернационал", - одновременно на всех своих родных языках. "Азад халк", как и другие пьесы Ипчи - "Фахише" ("Проститутка") - о проституции в феодальных азиатских странах, "Халим айдамак" ("Гайдамаки") - пьеса-сценарий для кинематографа (первая в истории крымско-татарской культуры), - по словам известного татарского критика Махмуда Недима, выказывали "безупречную красность" ("аллык") и служили блестящими образцами нового литературного творчества восточной культуры.

Омар Ипчи, Аль-Кедай был не одинок в своем революционном поэтическом творчестве. Широкую популярность имел сборник "Йаны саз" ("Новая музыка"), известного еще в дореволюционные времена татарского поэта Лятиф-задэ. Его новой музыкой становится "ленинджилик" - "боевое ленинство", "торжествующее в людях". Другой представитель "социальной лирики", Менгли-Азиз Джавтобели, автор сборника "Инкиляби ши`рляр" ("Революционные стихи"), описывает историю борьбы пролетариата царской империи. Стих "Азад шарк!" ("Освобожденный Восток") говорит о будущем угнетенных народов Азии, "которые доселе жили под полумесяцем, а вскоре будут жить под полным солнцем". Джавтобели рассказывает о татарской девочке-комсомолке, которая помогает старшим татарским женщинам преодолеть страх перед новой жизнью без паранджи и домашнего угнетения, о детях, которые требуют: "Отец! Не пей!", "Отец! Учись читать и знать!". В бытовых мелочах, заботливо описанных поэтом, отражен пласт глубоких социальных изменений в жизни народа, наконец-то ставшего свободным.

"Социальная лирика" крымско-татарского народа - поучительное напоминание его нынешним баям и мурзам с депутатскими значками, и тупоголовым шовинистам гнезда «коммуниста» Грача. У крымских татар есть добрые революционные песенные традиции и прекрасная историческая память. Они еще дадут о себе знать, и "Интернационал" на крымско-татарском языке займет достойное место в революционном хоре народов планеты.

"Рабочий класс"
  Андрей Манчук