Главная
|
|
|
Цензура денег
Интервью еженедельнику "Большой Город"
|
Пока еще неизвестная широкому слушателю (уверен, что только пока) рэп-группа "Сиксти найн" является сегодня, пожалуй, единственной командой, которая на своем уровне продолжает славные традиции "русского рока" восьмидесятых. Эти традиции сегодня уже основательно нами подзабыты благодаря тягучей музыкальной жвачке рокопопса, тиражируемой "Нашим Радио". В "Сиксти найн" привлекает, прежде всего, высокий поэтический уровень текстов песен, которые пишутся не за тем, чтобы развлечь слушателя, а за тем, чтобы заставить его думать.
Мы говорили с лидером группы Висом еще в канун Нового года, в "Пирогах" на Малой Дмитровке. Разговор естественно вертелся вокруг тех трудностей, которые переживает независимая музыкальная группа, решившаяся вопреки всему не одевать на себя короткий поводок нашего убогого шоу-бизнеса и не наступать на горло собственной песне, а "просто делать то, что тебе интересно". Также мы говорили о политических пристрастиях Виса и о его взглядах на политику. Ведь как он сам говорит, "Сиксти найн" – это социальная группа".
Что сейчас происходит с группой "Сиксти найн"? Почему все никак не выйдет давно обещанный альбом "Выживу стану крепче"?
Это первый альбом группы, который должен был выйти еще несколько лет назад. Но у него настолько несчастливая судьба, что я его уже просто, можно сказать, боюсь. Он был написан еще в 2001 году, и с того времени мы его пытались выпустить... Ведь сделать качественный - по современным меркам - материал без серьезных финансовых вложений сегодня нереально - времена подвального звучания давно прошли. То есть, в одиночку все это практически невозможно сделать. Долго и муторно. Нужна, конечно. Помощь. И были у нас предложения то одной студии, то от другой, то от одних людей, то от других: "Все будет хорошо. Поможем, все дадим, деньги, студию - на следующей неделе, а может через месяц". Проходит время – и ничего. Я говорю: "Ребята, вы достали. Ну вас на фиг". Они в ответ: "Ну, не получилось. Не смогла и не смогла", -- и уходят в тень.
А в чем причина?
У людей либо меняются интересы, либо появляются опасения в том, что вложенные средства «не отобьются». Ведь никто нам на условиях меценатства или спонсорства денег не давал. Были небольшие суммы (500-600 долларов), которые нам давали друзья - но давали не как спонсоры, а как бы взаймы: "Будут деньги - отдадите". Сейчас на "Сиксти Найн" висит определенный долг, но но пока с нас его, его не требуют... И пока мы не будем его отдавать - тем более, что и не с чего.
Вот. Еще появлялись люди, которые планировали нас раскрутить как шоу-бизнес проект. Но у них возникали опасения, а вдруг это не прокатит? Было несколько таких случаев. Как-то не встречались пока что люди, у которых есть какие-то серьезные суммы денег и которые могли бы рискнуть какой-то ее частью чисто из-за желания помочь группе. Нет, мы в основном встречали людей, которые хотели вложить в нас денег, чтобы заработать. Но на каком-то этапе начинали сомневаться в нашей коммерческой состоятельности, начинали бояться. Естественно, напрямую никто ничего не говорил. Все уходило в затяжную стадию, обещания, тягомотина, вот-вот все будет хорошо... И все это длилось по два, по три месяца, самое большое - полгода, это был контракт с "Гала рекордс".
А в итоге все идет само собой. Альбом был записан в 2001 году, а выйдет в 2004-ом. И издали, как и прошлогодний промо альбом «В Белом Гетто» - сами, за свои деньги. «В Белом Гетто», к примеру, был полностью записан дома, на домашней студии. Его, бывает, поругивают за звук - понимаю, но если нет вложений в работу на серьезной студии, то и звук получается любительским. Хорошая звукозапись - это очень, очень дорогое удовольствие, альбомы Эминема или Дре стоят по пять, по восемь миллионов долларов... А мы делали запись в моей квартире, на втором - а затем на третьем Пентиуме. Но вот звучание диска «Выживу - Стану Крепче» будет уже гораздо фирменнее, мы теперь работаем на студии. За свой счет, конечно, это как и прежде. Но работаем на студиях у друзей, и они помогают как могут - им нравится материал, и они нам скидки делают, идут навстречу, продают время на студии не за 15, а, скажем, за 8 долларов. Так и работаем...
Ты говоришь "мы"? А кто эти вы, группа "Сиксти найн"?
Это я, гитарист Боб, и еще наш бессменный директор Дима Якушев, без которого мы бы не имели и половины того, что имеем. Вообще история "Сиксти найн" любопытна в том плане, что мы самая что ни на есть селф-мейд группа. То есть, все, что мы сделали, все, чего мы добились - мы сделали сами, своими руками. стопроцентно. Я писал песни, как-то их фиксировал на компьютере и выкладывал в интернет. Потом однажды приходит по электронной почте письмо: "Здравствуйте, мы редакция сайта communist.ru. Мы размещаем статью о Капотне. Сральном московском районе. О том, что там фактически формируется первое настоящее гетто. Хотим эпиграфом к статье поставить отрывок из вашей песни "В белом гетто"... И я так понимаю, что просто автор, тщательно готовясь к написанию статьи, собирая материал. просто набрал в поисковой строке Яндекса что-то типа "Капотня, гетто"... И - раз, в числе прочих ссылок видит текст моей песни, где фактически о том же самом и написано.
Редакция «Коммунист.Ру» посмотрела наши тексты, списались с ними, пообщались. На их сайте появилась статья под названием «Голос гетто в прекрасном далеке», ее написал киевлянин Андрей Манчук, с ним потом мы очень подружились. Это он чуть позже у себя в Киеве по своим каналам нашел камеру, бесплатную монтажку и предложил нам приехать и отснять клип. Ну, мы приехали в Киев, и за три дня сделали эту работу. То есть это был настоящий подарок от киевских ребят. В феврале клип принесли на МТВ, он там как-то утонул на полгода, а потом появился - в конце июля примерно. И произвел фурор!
Как ты думаешь, почему «левая» идея сейчас в моде, а чего-то серьезного почти не появляется, как в политике, так и в искусстве?
А это не только «левой» идеи касается, это касается вообще большинства идей в России. Их постигает одна и та же судьба – они просто тонут, потому что талант нашего народа заглушается прогрессирующей бедностью и нищетой.
Но ведь возникали же раньше в истории России серьезные левые движения.
Ну, почти за всеми ими стояли какие-то друзья или связи, которые спонсировали так или иначе эти явления... А у нас - нищета, и народ занят просто выживанием. И все, ни на что иное не остается у людей ни сил ни времени. На Западе ситуация немного иная.
Вот, к примеру, один из моих любимых киногероев, Большой Лебовски из одноименного фильма. Он живет себе в кайф, он ходит в боулинг, курит свою траву, ему хорошо, он не хочет ничего делать. Но за всем за этим стоит Калифорния, где очень тепло. Замерзнуть насмерть невозможно, теплая одежка не нужна, отполение там, все такое - не нужно. И еще у Лебовски есть пособие по безработице, которое даже позволяет ему покупать травку и годовой абонемент в боулинг. То есть, аутсайдер, он выкинут за пределы активной жизни, но его это устраивает. Его аутсайдерство, невмешательство, оплачивается каким-то пособием, и ему хорошо, его это устраивает. Одно время я прорабатывал много материала по молодежным культурам, что интересно - почти все они пришли в Калифорнии: скейтбординг, серфинг, сокс, брейкеры. То есть, уличное искусство почти все зародилось на юге.. Все это объяснимо. Пацанам на улице уютней, чем дома, потому что тепло, солнце. Не мешает никто. Времени навалом свободного. У нас этого никогда не будет по причине суровых условий жизни, по причине холодного климата.
Кстати, и наш рэп - это тоже все понты. Рэперы гонят, что они, мол, якобы дети улиц, и живут на улицах. Чушь. Ясно. Не потусуешь у нас на улице особенно - потому что сдохнешь там. Может. В Крыму или Ставрополье еще туда-сюда, а чуть севернее - максимум три месяца в году можно избегать закрытых помещений. Поэтому у нас пацаны тусуют в подвалах или в квартирах... В клубах не тусуют, потому что дорого...
Ну, и выживать как-то надо, конечно. Пособия никто не платит, крутись сам. Это я не жалуясь говорю, просто объясняю, почему у нас, например, очень сложно найти хороших музыкантов. Потому что лет до 20-25 ребят кормят мама и папа, они учатся себе и занимаются чем хотят - ну, уровень свой музыкальный поднимают. А как только вышел на реальный уровень, когда как раз и опыт набран и уже знаешь, как и что делать в музыке - хоп - а уже окончен институт, уже пора жениться, идти на работу, и все - нет времени заниматься бас-гитарой, скейтбордингом, уличными танцами или политикой. Потому что надо зарабатывать, семью кормить...
Но это не объяснение. Сто лет назад была та же холодная страна, но была и серьезная левая идея.
У всех тогдашних левых во-первых, действительно были серьезные спонсоры, вроде Саввы Морозова. Множество богатых людей тогда вкладывали в левых деньги, как сегодня, например, Ходорковский. Так, на всякий случай, чтобы в случае чего у иметь с радикалами хорошие отношения. Были и, конечно, идеалисты, которые считали, что общество должно прогрессировать, а прогресс - это же ясно, - выражается именно левой идеей.
Кстати, например, сегодня на Украине очень хорошее левое движение. Оно на голову выше российского, и по организованности, и по целеустремленности. Если бы российские левые немножко поучились у украинцев, это было бы правильно.
А ты мог бы дать свою оценку левого движения в России?
Левое движение в России сегодня – это унавоживание почвы для будущих ростков. Кто-то очень правильно сказал, что левое движение в России сегодня проходит период «кружковства». Из кружков потом могут возникнуть партии. Но сейчас в России нет нормальной левой партии. Те левые, которых я знаю лично и считаю настоящими левыми, - это внепартийные коммунисты. Это не сторонники КПРФ или, скажем, «анпиловцы». Просто эти люди не считают ни одну партию по настоящему коммунистической.
Я сам не могу сказать, что мне симпатично сегодняшнее левое российское движение. То есть, были какие-то идеалистические представления, пока я не познакомился ближе с реальной «движухой». Вот когда Якушев привел меня на организационное собрание «Антикапитализм-2002» я пришел просто в ужас. Там был весь спектр левого фронта, по три-четыре активиста от каждой организации, и мне почему-то показалось что часть людей в каждой организации - элементарно не совсем здоровы психически. Это порой даже внешне видно - но справедливости ради стоит сказать, что в крайне правых и партиях процент таких людей гораздо выше.
Есть и другие - приспособленцы, которые себе просто делают карьеру в политике. Есть и обычные неудачники, которые пришли в оппозицию, не вписавшись в окружающую действительность и просто озлобившись на нее.
Так что, думаю, сегодня в левой России своеобразный период смутного времени, которое должно, правда, очень быстро закончиться. И даже не от России это зависит. Я лично думаю, что нас ждет очень интересное время. Вероятнее всего, действительно будет четвертая мировая война. И в полном соответствии с теорией Маркса она приведет к революции. То, что будущую мировую войну начнут Штаты - это понятно. То, что она начнется с локального конфликта – это тоже понятно. Все мировые войны так начинались. Когда это произойдет пока не ясно. Я думаю, в течение ближайших пятнадцати лет.
Я хочу задать тебе два вопроса на грани глупости. Профессия обязывает. Вопрос первый: почему ты вообще левый? Второй вопрос – кто такой левый в твоем понимании, что это значит – быть левым?
Ну, на мой взгляд, левый политический спектр подразумевает социализм, то есть построение общества на основе сначала социалистических, а потом коммунистических принципов. Во-первых, это власть, естественно, народа, а не денежной верхушки. Например, идеальная платоновская республика – это власть аристократии духа. А коммунистическое общество – это власть массы, поднятой до уровня аристократии духа. В коммунистическом обществе человек становится более благородным и развивается в полную силу. Основной посыл советского общества, несмотря на все его минусы, был именно в развитии человека. То есть в построении нового человека, но не как новой биологической единицы, а именно в развитии его духа. Стоит посмотреть на каталоги библиотек в двадцатые – тридцатые годы и на списки издаваемых тогда книг. Станет видно, как пытались повлиять на совершенно дикую неграмотную массу, как тянули людей учиться. Я имею в виду и рабфаки, и вечерние школы, им вообще общую атмосферу, настроение, витавшее в воздухе. Или как беспризорников с улицы уводили. То есть была идея максимально цивилизовать человека, развить, чтобы даже, как говорится, кухарка могла управлять государством. Мне кажется, что коммунистическое общество здорово описано в ранних романах Стругацких, я вообще думаю, что это у них было провидение. И еще - недавно вот подумал, что если понимать развитие общества по аналогии с развитием человека (детство, юность, зрелость, старость, смерть), то будущее коммунистическое общество - это совмещение мудрой зрелости и детства. Потому что человек будущего должен быть, скорее всего, наивным. Ему не нужно будет быть злым или хитрым. Зачем?
Принципы капитализма и социал-дарвинизма основаны на том, что человек по природе плох, поэтому пусть слабый сдохнет, а сильный правит. В самом худшем случае – дадим подачки всяким Лебовски, чтобы они под ногами не путались. Пусть курят марихуану и занимаются виндсерфингом. Правда, у нас в России и такого быть не может, у нас такие Лебовски, как правило, умирают просто...
Но на самом деле, от этих капиталистических безысходных идей сейчас вполне реально отказаться. Если у человечества есть шанс стать лучше, то только благодаря левой идее, только благодаря сознательному отказу от социал-дарвинизма. Это - прогресс. Капитализм - застой и смерть.
И все же – почему ты левый?
Потому что таковы мои убеждения. У меня не было стремления начать писать левые тексты. Я писал тексты, о чем я лично думаю и что мне хочется. И это левые меня нашли, как я только что говорил, а не я их нашел.
И у нас, в наших климатических условиях, в России, с ее историей и менталитетом народа, и у всего мира в итоге есть только два пути – либо крайне правый (фашистский, диктаторский путь: глобализм, мировой порядок и т.д), либо левый путь. То есть совсем иная парадигма, развитие отношений равенства, братства и свободы для каждого народа и для каждого человека.
А то, что левая идея себя не оправдала – это полная чушь. Ведь левый эксперимент существовал в историческом плане очень мало. Семьдесят лет – это просто не серьезно, потому что слишком мало...
Вот ты мне говорил, что раньше был ельцинистом, правым.
Нет, правым не был никогда. Я был, такс сказать, демократом, где-то года до 95-го. Тогда я был еще очень молод. У меня было мало информации. Все мы подвергались тогда сильному идеологическому давлению. В начале 90-х ведь был совершенно чудовищный антикоммунистический пи-ар.
В 91-ом году я был еще на баррикадах у "Белого дома". А вот в 93-м уже сидел дома, записывал на видеокасету все эти ужасные вещи. Ребята меня звали: «Пойдем защищать демократию от оголтелых красно-коричневых!» А я им говорил: «Да ну вас на фиг. Я уже был один раз на баррикадах, и мне до сих пор стыдно. Я не знаю, кто все это устроил, а раз не знаю, то туда не полезу».
Еще раньше, в начале 90-х, я торговал книгами на улице. Мне это очень нравилось, потому что это давало постоянные живые деньги. Потом я несколько раз дрался с местными рэкетирами. Я тогда только что пришел из армии, был злой такой, заводной. И конечно, никому не собирался платить.
А как ты, москвич, попал в армию? Это же нетипично для Москвы
Как это не типично?! У меня полно знакомых, которые служили в армии. Это так считается, что нетипично. На самом деле очень многие служат.
Ну, сейчас же москвичи не идут в армию?
Да, все сильно поменялось. А я - хотел служить и пошел служить совершенно сознательно. У меня даже отсрочка от службы была, но я от нее отказался. Мне было интересно... Я в разных войсках служил. В танковых служил, в саперных служил, в дорожно-строительных служил. И нисколько не жалею об этом. Я всем говорю, что идти служить надо. И то, что говорят, что это два потерянных года – это неправда. Эти два года иногда дают больше, чем вся последующая жизнь. Не говоря уже о самоуважении, о том, что тебя всю жизнь потом оченивают иначе - и по более высшей планке оценивают, кстати.
В общем, уже позже я пытался делать свои бизнес-проекты. Открыл дискотеку, там очень много пришлось общалться с бандитами. Смотрел, как они живут, как подтягивают к себе молодежь. Полгода у меня была дискотека, в кинотеатре «Нева», а это тогда была бандитская «точка». Я когда открывался, ко мне пришли люди в коже и сказали: «Вы работайте - даже денег брать не будем. Но пусть сюда бесплатно ходят наши ребята, а мы будем вас крышевать».
И я стал общаться с местными ребятами 15-18 лет, которые приходили. Такие местные бандитики. Между прочим, хорошие ребята, обычные пацаны. Они мне говорили, какая у них жизнь: "Дома денег нет. В школу мы не ходим. Мы, типа, прижали, учителя, чтобы он нам все поставил, и все дела". И развлекались они у меня на дискотеке. Я их спрашивал, как они "работают". Мне рассказывали, что система простая и действенная. Есть начальник "пятерки", у него – пейджер. Ему скидывают сообщение – к такому-то времени собрать своих людей. Он берет тачку, сажает туда свою пятерку и едет на место. Объясняет, что они едут на разговор, а этим ребятам нужно просто сидеть и смотреть из окна машины. Приезжают на пустырь. Туда тоже подъезжает еще одна машина. Из каждой машины выходит по человеку, они разговаривают на пустыре. Поговорили, разъехались. Вот такая вот работа. Потом, конечно, те, кто поздоровеее, у них были свои залы для тренировок, где они занимались. Типа, смена готовилась, пехота. Не знаю, кто из них остался сейчас в живых. Возможно, что совсем немногие. Потому что начиналось все так – просто сидели в машинах. Оружия никакого сперва не выдавали, это потом стало понемногу - монтировки, а потом и пушки...
И в советском обществе существовал комсомол, четкая система воспитания молодых людей в соответствии с общечеловеческими идеалами, да и просто элементарными моральными нормами. И это было все было безжалостно разрушено. Людей попросту выбросили из нормальных социальных отношений, каждый стал существовать сам по себе. Страна оказалась отброшена далеко назад. Наступила эпоха дикости.
Вот так. И вместо того, чтобы совершенствоваться, учиться, заниматься музыкой, защищать Родину, жить и работать благо своей страны и семьи, пацаны шли - в бандиты, в охрану, в те же омоновцы бездарные. Чтобы выжить. Я тогда и начал задумываться - почему так получилось, с чего началось, как прекрасная, сильная, позитивная страна до такой ручки дошла? Ведь даже если посмотреть издания, периодику советского времени - я не беру пропаганду, с этим был перекос, факт - а именно журналы, научно популярные, развивающие, то видно - главенствовала идея образования людей, повышения их интеллектуального уровня.
Но ведь тогда же много книг и не издавалось. Невозможно было почитать того же Булгакова или Фрейда.
Я думал на эту тему. Сейчас книг действительно издается очень много. Но лично мне -как-то неохота приобретать и читать большинство из них, потому что либо это уже не новая информация, либо это переиздания тысячу раз перечитанные, либо это - просто чушь и фуфло. Я смотрю на то, что стоит сейчас на книжных полках и прихожу к очень интересному выводу: все, что нужно для развития нормального интеллигентного человека, в советское время издавалось и было доступно.
Но для нормального развития нужно еще читать того же Фрейда. Печально, когда за тебя решают, что тебе читать.
Да не нужно среднему человеку никакого Фрейда. Ничего он не понимает в этом и не хочет понимать. Маринина ему нужна. Другое дело, что Фрейд должен быть в принципе доступен - для того, кому все таки интересно или нужно для работы, для обучения... Но это уже другая тема. Да, Де Сада или там Сорокина - не издавали, но так ли это все необходимо в жизни нормальному человеку?
А ты не допускаешь, что рэп могли тоже счесть не нужным для развития нормального человека? Скорее всего, тебе бы не дали возможности заниматься твоей музыкой.
Как это не дали бы?! Как возможно не дать человеку заниматься тем, что ему нравится?! Кого бы я спрашивал? Как и сейчас, впрочем. Большинство наших старых рокеров тогда себя чувствовали еще и получше, чем сейчас. Цензура? Но сейчас цензура политическая сменилась цензурой денежной. Это вообще очень большая и интересная тема...
И сегодня с музыкой стало гораздо хуже, чем в советское время, это я тебе могу заявить, как музыкант, со всей ответственностью. А что касается цензуры, то не для кого не секрет, что расцвет нашей независимой музыки произошел именно в СССР с середины 70-х по конец 80-х.
Однако тех же рок-музыкантов высмеивали и осуждали советские цензоры. Взять хотя бы группу «Аквариум».
Да, это как раз и было ошибка и перестраховкой. Все эти списки «нерекомендуемых» групп... Но ведь все списки составляли люди очень взрослые, если не сказать старые. То есть, наверное, правильнее было бы расценивать гонения такого рода не с точки зрения борьбы идеологий, просто как обычное непонимание старым поколением нового. Я так думаю.
И еще я думаю, что поспешный развал Советского Союза (не без помощи, конечно, наших западных «друзей»), это - гигантская ошибка... Заметь, сегодняшняя власть ведет себя умнее, чем даже ельцинская. Она практически не цензурирует. То есть ты можешь говорить все, что угодно. Но это ты можешь делать в период между выборами. А к выборам на всех каналах и во всех СМИ пойдет совсем другая информация. Она будет идти всего два месяца, но таким потоком, что за это время люди забудут все, что им говорили до этого, забудут вообще все, свои имена могут забыть. Всегда важно, кто сказал последнее слово, ведь люди запоминают самую последнюю информацию. Вон. В 1996 году - ведь никто не хотел уже Ельцина, всех уже он достал. Никто ему не верил и не хотел голосовать за него. Потом вложены были гигантские деньги - миллионы долларов в коробках из под ксерокса, и все народ послушно проголосовал сердцем.
Вот, а Советская власть, цензурируя в восьмидесятых уже Фрейда, антисоветские книги, музыку и прочее, просто не смогла перестроиться на современные позиции. Не запрещать нужно было, а дискутировать. Тем более, ячто, как сейчас стало ясно, почти по всем позициям мы были гораздо убедительнее... Ну и пи-ар страны, конечно, хромал слегка. Вот, например, как поступает Америка? Есть у них Голливуд, и он лепит образ совсем другой страны, чем той, какой является Америка на самом деле. И все верят!
Ты был в Америке?
Нет, не был и особо не хочу, но информацию-то в наше время можно получить и не приезжаю в страну. У меня очень много друзей, которые были там, жили по несколько лет и вернулись. Голливуд и настоящая Америка – это как СССР в сталинском кинематографе и советская страна на самом деле. Советский кинематограф позже стал очень правдив, но это уже в 70-е годы. А Америка посредством Голливуда создала о себе в мире совсем иной образ, чем в реальности она есть, и образ очень позитивный. Я помню еще в конце 80-х годов в нашем понимании США были для нас страной порядка и богатых людей. Нам казалось, что у каждого американца есть свой дом, бассейн и прочие радости жизни - то есть, что по видео смотрели, тому и верили. А потом выяснилось, что эти все голливудские дома с бассейнами - это такие «Кубанские Казаки» на американский лад, что на самом деле все гораздо запущеннее, и что есть и сельская стоеросовая Америка, Америка бомжей и гетто, наркоманов и нацистов, детской порнографии, наркомании и полицейского произвола. Об этом и в СССР говорилось, но как-то неубедительно или малоталантливо.
В конце советского периода у власти стояли сложившиеся в сталинское время старперы, абсолютно не сумевшие адаптироваться к современности. Об этом можно и нужно говорить, и критики СССР бояться не надо. Это, кстати говоря, диалектика - один из основных марксистских постулатов. Самое главное, что может быть в идее – это возможность ее критиковать.
Конечно, если Советский Союз боялся американских фильмов – это значит, что в них была правда, которая была неприятна власти, и, с другой стороны, эта власть не могла противопоставить ничего достойного этой правде, хотя достойные оппоненты были уже тогда. Люди, которые могли оппонировать и диссидентам, и «чикагским» экономистам, были и тогда, и сейчас. Допустим, сейчас, чтобы поставить на место мозги почти любому нормальному человеку, достаточно прочитать три книги Кара Мурзы и две книги Паршева. Это научпоп, это даже не философия. Это публицистика, причем очень доступная. Надо об этом говорить! Люди должны это читать - нам всем надо понимать, как жить дальше!
Советскому периоду в основном вменяют в вину именно отсутствие пространства для внутренней свободы. При том самое интересное, что пространство было, и довольно широкое, просто оно было загнано в кухни, в диссидентство всякое, в курилки и так далее. Официально оно не было признано свободным пространством... Но оно было.
Но обычные советские обыватели всегда говорили своим детям: «Ты наши внутрисемейные разговоры не пересказывай никому».
Ну, конечно, в сталинские времена за разговоры в тюрьму сажали. Но это обуславливалось политической ситуацией и внутри и вне страны. Пока я был совсем молодой, я верил тому, что говорили партийные боссы и официальная пропаганда. Потом я стал верить критике в адрес Советской власти. А потом в году 96-ом понял, что все это так или иначе односторонняя правда, и начал собирать информацию сам. Помню, принято было говорить, что в сталинские времена была истерия, всем грезились шпионы, а на самом деле никаких шпионов не было, это все были выдумки параноика Сталина. А на самом деле вокруг сатрапа были милые и интеллигентные люди, которые всем только добра хотели. И западные страны тоже возглавлялись душками и джентльменами, и все такое.. И вот я стал собирать информацию: нет, были шпионы! И диверсанты были, и колодцы отравляли, и границу переходили на ходулях. И поезда пускали под откос, и подпольные ячейки формировались на деньги западных спецслужб... Например, у меня есть интересная книга, о русских фашистах 30-х годов, живших в эмиграции.
Кто автор?
Не вспомню сейчас. Так вот, это были очень интересные люди, идеалисты, они хотели добра своей стране, хотели бороться с коммунистической, в их понимании, сатрапией... И в этой книге - как и во многих других - приводится список их диверсионных актов, и как их использовали западные спецслужбы в борьбе с Советским Союзом. Это жуткое дело! Это реальные люди, которые переходили границу и совершали диверсии.
Так что жесткая сталинская политика была вполне оправданна. И без нее мы, возможно, и войну не выиграли бы...
А есть ли сейчас политическая партия или сила, которая тебе симпатична? Кстати, за кого ты голосовал?
Я сперва вообще не собирался идти голосовать... Потом пошел и проголосовал против всех.
Так почему против всех?
А именно поэтому. Потому что единственное движение, которое мне импонирует – это «Родина», но я пока не готов голосовать за них. Я не ожидал, что они наберут столько голосов, был очень удивлен. Хотя, конечно, «Родине», наверное, подыграли.
Политики левого спектра мне симпатичны уже по определению Хотя к Зюганову, например, мои левые друзья относятся очень критически... Но на фоне того, что сейчас происходит в левом спектре в России, особенно выбирать не приходится...
А ты сталкивался с цензурой в отношении твоего творчества?
Да, нас в регионах по радио не крутили часто именно из-за цензурных соображений. Даже безобидные песни боялись ставить потому, что общая направленность группы такая - острая для программных директоров. Они будут лучше «Тату» ставить.
А в звукозаписывающих компаниях сейчас нет цензуры. Они ориентированы только на то, чтобы зарабатывать деньги. Появилась цензура прибыли. Они говорят: «По-моему, это не будет продаваться. Или это будет продаваться, но плохо». Или, как один мой знакомый сказал (я не буду называть его имя, но он давно и серьезно занимается рэпом): «Вот, если бы у вас было побольше мата, было здорово. Вот тогда бы я сразу подписал контракт. Ты можешь петь о чем угодно, только бы побольше мата». А нашу музыку им не выгодно продавать. Они не так боятся смысла моих песен, сколько боятся «пролететь». Вот ты знаешь, почему у меня с "Гала рекордс" контракт развалился?
Там тоже не понравилось, что у вас мало мата?
Нет. Мне просто сказали: «У нас есть такое впечатление, что ни одна радиостанция диск с такой злой музыкой не возьмет». «Почему, - сказал я, - у меня есть и добрые песни, даже про любовь». «Ну, это все таки рэп, а наши радиостанции рэп как-то не любят».
Правда, этот разговор состоялся два года назад. Может, сейчас ситуация как-то изменилась. Короче, они решили проект временно заморозить, а через полгодика, может, снова посмотреть. Нас это не устроило, и мы контракт разорвали. Хотя расстались друзьями...
То есть, сейчас цензура стала гораздо более жуткая. В советские времена, если говорить о политической цензуре, она была очень и очень щадящая - конечно, я имею в виду последнюю стадию развития проекта. И заметь. Я не говорю о том, что все в СССР было так уж здорово. Тот Советский Союз, который развалился, этого в полной мере6 заслуживал. И ту формацию, которую мы имели в 1986 году, восстанавливать не стоит. Но выводы из ошибок сделать нужно. И эксперимент СССР показал все минусы и плюсы системы, мы видим те грабли, на которые больше наступать не надо. Поэтому будущее социалистическое общество должно учесть ошибки и, я надеюсь, их больше не повторит.
За прошедший год ты много написал новых песен?
Нет. Я не могу одновременно писать песни и заниматься организационными делами, тем более в таком жестком режиме, когда нет денег ни перспектив, когда все достигается путем жуткого напряжения всех сил, когда идут облом за обломом и буквально все - от обзвона студий до ведения веб-сайта - приходится делать самому.
А как ты себя вообще сегодня ощущаешь?
Очень плохо. Выпустить альбом через три года после того, как он был написан – это очень неприятно. Много потерь. Много суеты. Много неоправдавшихся ожиданий.... В начале лета появилось немного денег, мы начали записывать гитары и голоса. Записали какую-то часть, деньги кончились. Ждем месяц, зарабатываем еще, сбрасываемся, трясем знакомых. Набирается еще долларов пятьсот. Снова что-то записываем... К концу лета вроде все записали, думаем, ну, сейчас сведем. А тут оказывается, что студия, где мы хотели сводиться, с нами работать не может - у них другая работа началась...
Неужели сейчас нельзя сделать так, как делали в советские времена те же «Алиса» или «Аквариум»? Просто найти кого-то, кто будет вас записывать.
С советских времен все сильно поменялось. Тогда кому-то это было просто прикольно, тому же Тропилло. У него была своя работа, доходы, и он мог себе позволить заниматься в кайф тем, что ему нравится. А сейчас все, кто занимается звукозаписью, зарабатывают этим деньги - кормят свои семьи. Поэтому они не могут делать нам записи бесплатно, они и так делают нам скидки, идут навстречу. Вот это и есть диктат денег. Поэтому мы пока и остаемся в полной заднице.
Странно. Мне кажется, что ваша музыка востребована.
Да. Всем очень нравится. Все пищат, говорят, что очень интересно, все хвалят, но помочь ничем не могут. Мы уже и не рассчитываем особенно ни на кого... Вот до Нового Года планируем все-таки полностью свести альбом. Но после сведения возникнет новая проблема: кто его издаст? Потому что сам я его издавать не хочу, у меня для этого нет ресурсов и сил - мы сделали издание первого диска за свой счет, очень много крови потеряли. А потом его нужно издавать нормальным тиражом, тысяч в пятьдесят, не меньше... Хотя если никто на наших условиях издавать не возьмется - возьмем кредит и издадим сами. А для этого нужно не меньше тридцати тысяч долларов...
То есть сейчас ты ничего не пишешь?
Пишу, конечно. Я пишу сейчас в основном музыку. Текстов много готово уже... Леплю потихоньку. У каждой композиции есть своя идея, название, и какое-то количество строк уже написано. Я как работаю - пишу музыку к одной песне, потом могу начать писать музыку к другой, потом снова вернуться к первой и уже потом взяться за текст одновременно к обоим. То есть материал для будущей работы есть, но чтобы привести все это в нормальный коммерческий вид, нужно сесть, отвлечься от забот и все спокойно доделать. Ведь самое главное в песне - это ее идея...
Конечно, иногда опускаются руки. Ведь понадобилось три года, чтобы выпустить первый альбом, что будет со вторым?. Но я упорный.
На что ты живешь? На доходы от своего творчества, или еще как-то зарабатываешь деньги?
Так, где чего перехватываю. Просто я многое умею делать. И делаю... У меня раньше и фирма была своя, я полтора года занимался бизнесом, малой полиграфией. Кормило нормально, квартиру себе купил...
А у тебя нет желания бросить музыку и опять начать заниматься бизнесом?
Если я и отойду на некоторое время от музыки, то максимум на год, чтобы просто заработать деньги на следующий альбом. Я нисколько не жалею о том, что ушел из бизнеса. Мне не нравилось то, чем я занимался. Бизнес, по моему мнению, это абсолютно бессмысленное занятие. Заработать денег и хорошо жить – это не цель.
И вообще я верю, что в итоге меня будет кормить моя музыка. Просто без связей и начального капитала добиться этого очень сложно... Думаю, что если бы год назад «Sixtynine» кто-нибудь дал взаймы тысяч сто - мы бы уже их вернули.
Как?
Концертами бы заработали. Ведь шоу-бизнес - это не самая сложная вещь. Хороший товар плюс хорошая реклама, и продажи идут - мама не горюй. Делается два клипа, проплачивается на трех радиостанциях месячная прокрутка этих песен в эфире, и затем выпускается альбом. А там - на гастроли. Вот тебе и раскрутка. Сколько убогих проектов раскрутили уже на нашей памяти! А мы вон довольно уверенно идем и без вложений - но медленно, медленно...
Вообще, я считаю, что половина людей, которые работают в этом бизнесе, ни фига не шарят ни в музыке, ни в спросе. Известные продюсеры - все до одного - прокалывались не раз. И еще проколются. Просто у них просто есть связи, они абсолютно уверены в своем чутье и непогрешимости и толкают свои проекты, как бульдозером. Причем какие-то из проектов срабатывают, - в которых хоть что-то есть интересное, а многие и не срабатывают, и проваливаются чудовищным треском.
Нас никто не проталкивает, проект развивается сам. Люди с диска на диск копируют наши песни, о нас пишут - потому что нравится, потому что видят наш потенциал! Из Женевы позвонил парень - в кафе, где русские собираются, крутят вовсю наш альбом. В израильских газетах выходят рецензии. И Штатов ребята пишут, что слышали нашу пластинку и хотят заказать следующую. Причем, я вообще не знаю, откуда они про нас узнали! Но факт - нас уже знают многие. А фраза «Белые нигеры в белом гетто» вообще уже стала народной.
Илья Кормильцев легендарный помогает, Олег Сакмаров - музыкант "Аквариума", «Наутилуса Помпилиуса., тоже обещал если надо помочь с записью - саксофон, клавишные. Конечно, кто-то еще как может помогает, но это все капля в море. А нам нужно снять второй клип к выпуску альбома, и клип качественный и дорогой.
А почему вы не обратитесь к метрам российского рока, к Макаревичу, к Гребенщикову и прочим?
Макаревич нам не станет помогать - это абсолютно точно. Он человек очень осторожный и очень буржуазный. Мы не в его формате. А Гребенщикову диск показывали. Но Гребенщиков - сложный человек. И потом, он не занимается промоушеном.
Но он занимался промоушеном группы «Кино».
Ну-у-у... Ккогда это было?! Это было в советские времена, когда никто не зарабатывал этим денег. А сейчас, судя по всему, у него нет на это ни времени, ни сил.
А альбом ему понравился?
Я не знаю, что он сказал. Видимо, ничего хорошего не сказал. Я знаю, что наш диск очень понравился Сакмарову, А.Ф, Скляру, многим другим...
Так вот. И между прочим, во втором альбоме я уже не буду использовать тему «белого гетто», хотя очень многие ждут от меня именно этого. Не буду. Не хочу повторяться, хотя эта тема была удачной и интересной. Я уже написал песен еще на два альбома, и темы их самые разные... Не стану сейчас все секреты раскрывать, но будет много забавного. Ведь идей очень много, они просто носятся в воздухе, но их почему-то никто не замечает...
И какие идеи не замечают?
Отношения человека и общества, мужчины и женщины. Некоторые идиотские, издевательские традиции окружающего мира, к которым люди так привыкли, что не замечают их...
Но это темы, а не идеи.
Каждая идея включает в себя некое количество тем. Но я не хочу сейчас ничего раскрывать. Я хочу, чтобы это стало сюрпризом.
Ты считаешь себя продолжателем традиций русского рока?
Да. Но я продолжаю эту традицию в несколько иной концепции. Можно сказать, что я делаю рокерский рэп. Именно поэтому рэперы меня не любят. Они считают, что я загрязняю рэп, делаю его не по тем канонам. А у меня свой график - представь себе равнобедренный треугольник, у которого одна сторона – это рок, другая – рэп, а третья – фанк. И Sixtynine находится как раз в центре этого треугольника. Поэтому, когда нас называют рэп-группой, мы говорим: «Да, мы рэп-группа». Когда нас называют рок-группой, мы тоже говорим: «Да, мы рок-группа».
Мне это прикольно, и мне хочется, чтобы рэперы говорили про мою музыку, что это рок, а рокеры, что это рэп. Это здорово! Все равно - в итоге каждый займет именно то место, которое достоин занять.
|
|
|
|
|