Главная

"Культура - не для всех"

Дирижер Темирканов обосновывает культурную дискриминацию рабочих
Его отец тридцати лет от роду был начальником управления по делам искусств Кабардино-Балкарской республики, "министром культуры", как скажет потом сын, коммунистом. В 1942 году, во время стремительного немецкого наступления на Кавказ, он спешно организовал и возглавил партизанский отряд, вооруженный почти только одними шашками. Фашисты разгромили и уничтожили горских ополченцев, а их комиссар-министр попал в плен и был расстрелян.

Нет никаких сомнений в том, что он знал, за какое будущее сражается и умирает. Это оплаченное кровью будущее и в правду было прекрасным и удивительным - его сын, выходец из разоренного войной северного Кавказа, спустя несколько десятилетий станет прославленным дирижером, выдающимся музыкальным деятелем современности. Имя Юрия Хатуевича Темирканова, давшее название его оркестру станет неотъемлемым достоянием мировой культуры.

***
Да, Темирканов - это имя, одно из имен собственных современной классической музыки. Концертная аудитория неизменно восхищена энергией и пластикой его дирижерской работы, музыкальная общественность отслеживает всепланетные маршруты его оркестровых турне. О Темирканове много пишут, у него берут интервью. В одном из них, опубликованном в российской "Независимой газете", он с пастырским апломбом представил свои размышления о том, кому должна принадлежать наша культура, и кого следует лишить права на доступ к ее богатствам.

"...для жлобов, конечно, всегда что-то высокое - это снобизм. Кстати, музыка - это ведь тоже снобизм. Потому что это слишком высоко, чтобы каждый жлоб мог к этому относиться запанибрата. Вообще, культура - она ведь не для всех. Мы 70 лет говорили, что культура для народа, но это ложное представление. Да, конечно, для народа, но для народа избранного. И только избранный народ может ценить, хранить и двигать духовную жизнь. Это часть нации, только часть, не вся нация..."

Эти слова должны прозвучать в сознании угнетенных масс громче оркестрового туша после драматической паузы. Процитированная мерзость от маэстро - не просто свидетельство его личной гражданской подлости. По сути, здесь сформулирована общая позиция собственника современной культуры - класса буржуазии, а она основывается на действительном положении дел, на осуществляемой культурной дискриминации по классовому признаку, давно ставшей нормой, правилом и законом нашего существования. Этот "избранный народ" не просто наложил хозяйскую лапу на консерватории, концертные залы и вокально-инструментальный потенциал исполнителей. Изнуряющей нищетой, беспросветными буднями они лишили трудящихся самой потребности в культуре - к чему она холопам? - поставили вне культуры весь класс рабочих. Темирканов, кстати, и сам вскользь упоминает об этом, сетуя по поводу современного российского бескультурья, его тьмы кромешной: "Обществу в это время культура не нужна - людям нужно думать о хлебе. Поэтому положение сегодня в России духовно очень трагичное". Сказано напыщенно, как, но в целом верно. Людям, вся жизнь которых поневоле сводится к каждодневной борьбе за кусок хлеба, не до культуры с искусством. В этих общественных условиях потребность в прекрасном быстро вырождается, оборачиваясь потребностью в зрелищах, щедро предоставляемых в качестве регулярных предвыборных подачек. На них рабы имеют законное, можно даже сказать, историческое, право.

Буржуазия низвела миллионы людей до положения бескультурного быдла, и теперь "элитарная" часть интеллигенции, брезгливо тыкает в эту массу изящными пальчиками профессионалов, жрецов хранимой от народа культуры. Делиться с рабочими они ею не собираются. Вот еще - это чтобы "каждый жлоб" с завода или колхозного поля был "запинибрата" с классическими сокровищами! Чтобы в Мариинку, вместо солидного фрачно-смокингового контингента и красочной богемы повалила простонародная публика! Нет, этому не бывать - при капитализме, так точно. Здесь проявляется жуткий по своему у низменному смыслу тезис темиркановых. Он раскрывает антикультурную сущность капитализма: "культура - она ведь не для всех". Да, сегодня она не для всех, - только лишь для своих хозяев, современных собственников культуры, которые вслух гордятся этим своим позорным "снобизмом". Только кто же, спрашивается, после этого "жлоб"?, - спросите себя, господин Темирканов.

Конечно, так было не всегда. Развитие музыкальной культуры и искусства социалистических десятилетий определялось иными принципами, тем самым "ложным" представлением "культура для народа", и это дало свой прекрасный результат - массовый расцвет музыкального и песенного творчества, ставшего общественной нормой. "В те легендарные времена люди еще и пели. Многие занимались музыкой, поскольку возможностей было хоть отбавляй. Динамика была феноменальной, захотел, пошел, купил скрипку, ноты, а уж детей учили всех поголовно", - пишет в своей книге Алексей Босенко. Это утверждение иллюстрирует сам Темирканов, вспоминая далекое начало своей блистательной музыкальной карьеры: "Я сыграл на скрипочке, меня приняли в школу сразу и сразу же выдали талоны на обед". "Мы, к счастью, учились в хороших школах, у хороших учителей", - с удовольствием вспоминает тот, кто от имени своего класса отказывает новому и молодому в возможности заниматься музыкой, - да и в возможности обедать тоже. Уже сегодня всеобщее базовое музыкальное образование бывших советских республик почило в бозе. Оно затихало постепенно, звучало все глуше, - с каждой закрытой школой, студией и "расформированным" музучилищем, - и, наконец, смолкло. Это молчание, охватившее огромную территорию многих стран, является реквиемом по уникальной школе советской музыкальной педагогики, существование которой оказалось несовместимым с воссозданным климатом частнособственнических отношений. Остатки, останки педагогических сокровищ запрятаны в далеко не могучей кучке гимназий и лицеев; они наглухо заперты в них, как раковине моллюска, недоступные первым поколениям кухаркиных детей (Темирканов проводит мастер-классы в Curtis Institute, Филадельфия, а также в Manhattan School of Music в Нью-Йорке – отнюдь не в родной Кабарде). Мертвенную тишину нарушают только гармошки, дудки, скрипицы подростков, наигрывающих в переходах метро и на вокзальных толчках. Подсчитав мелочь, накиданную в шапки и коробки этих "исполнителей", можно без труда выяснить настоящую цену этому обществу, и его так называемой культуре.

В том числе и культуре классической, "элитарной", которая если и сохраняет еще крупинки прекрасного, то только в своих внешних чертах. "Как изменилось отношение к музыке, и она из грозной освобожденности и красоты почти абсолютной вновь стала невинным развлечением, служанкой", - это опять А. Босенко. Речь не только о кабацких телешоу в лучших концертных залах планеты, освященных присутствием первых государственных лиц. Элитарные концерты, пиршество слуха для рафинированных ценителей - всего лишь отражение эстрадного жлобства, тождественное ему своей антикультурной сутью. Самым ярким свидетельством этому стал позорный провал "музыкального события 2001 года" - празднования столетнего юбилея Московской консерватории, кафедрального музыкального храма страны, прославленного работой Прокофьева и Шостаковича, игрой Ойстраха, Стерна, Менухина, выступлениями оркестров Мравинского и нашего героя Темирканова. Этот праздник искусства с неизбежностью превратился в беспросветный фуршет. "Юбилейный гала-концерт прошел в откровенно нуворишеском духе", - писали "Известия". По мнению журналистов, набитую пошлятиной концертную программу спасло лишь состоявшееся в финале "исполнение забытого шедевра Прокофьева - кантаты к "ХХ-летию Октября". Они констатировали: эта Музыка - музыка былой революции - "захватила зал", а "тексты Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, на которые написана кантата, прозвучали жизнеутверждающе и лирично".

Однако это откровенно жалкое и позорное положение современного музыкального искусства заботит современную интеллигенцию много меньше, нежели привычное брезгливое порицание "совкового хамства". "На чем держится идея коммунизма вообще? На зависти", - авторитетно утверждает народный артист СССР, лауреат Государственный премий, кавалер ордена Ленина (которого он впоследствии назовет "вождем жлобов"), сын коммуниста-партизана, дирижер Темирканов - можно подумать, что это зависть толкнула его героя-отца под фашистские пули. Но в понимании сегодняшних темиркановых именно зависть является побудительным мотивом, который подталкивает пролетариат на борьбу за свое освобождение - в том числе, и освобождение культурное, провоцирует к посягательству на культурные ценности, присвоенные буржуазией и отданные ею на откуп снобам музыкальной культуры. Эти объявят хамской завистью желание слушать и самому исполнять великие произведения, заниматься живописью, организовывать посещать драмкружки, хоровые капеллы, ансамбли и музыкальные студии. Они никогда не признают народную потребность в культуре, и, вне всякого сомнения, сочтут преступным и "жлобским" вновь зарождающееся стремление создать общественные предпосылки для свободного творческого развития человека. Ведь ради этого придется уничтожить монополию горстки паразитов на культурные богатства, накопленные человечеством - монополию, которая низводит, опускает это самое человечество до скотского, нечеловеческого состояния.

Культурного разговора с этой публикой не получится. "Забытой мелодии для совести", которая могла бы пробудить человеческие чувства у культурных адептов правящего класса, не существует. Основные культурные вопросы современности будет решать революционная борьба грядущих времен, и она станет основанием для рождения новой музыкальной культуры. Сама музыка превратится в орудие классовой расплаты и жестоко отплатит своим угнетателям, создав смертоносные для них шедевры, окатив массовое сознание могучей революционизирующей волной. Наступит время Темиркановых-отцов, которые вновь будут кровью отстаивать право на полноценное развитие, человеческое становление будущих поколений. Наступит время освобожденной музыки - музыки революции.
Темирканов: "Культура - не для всех!". Коллаж communist.ru
  Андрей Манчук