Главная
|
|
|
Наш Бидструп
Вам его не отнять
|
"Мой Бидструп" - так озаглавлен сайт Херлуфа Бидструпа, работы донецкого бизнесмена Вадима Хомахи. Она выполнена на должном уровне - с любовью, с немалым художественным вкусом. Удобна, не перегружена графикой, а простой рубрикатор позволяет знакомиться с рисунками по тематическим разделам.
Все так. Но содержимое сайта оставляет странное ощущение - как будто тебя надули. Здесь нет самого главного - несмотря на обилие заботливо собранных бидструповских работ. Здесь нет самого Бидструпа. На сайте почти отсутствует (не присутствует) бескомпромиссная политическая карикатура - соль и основа его творчества. То, что, собственно, делало Бидструпа Бидструпом, что выделяло его из внушительной толпы просто-художников и просто-карикатуристов, более или менее оплачиваемых, более или менее талантливых сотрудников европейско-американских изданий. Тех, кто рисовал и печатался в одно время и в одном мире с Красным Херлуфом - в старом мире смертельного противостояния двух систем.
Бизнесмен Хомаха "не разделяет убеждения" Бидструпа, а потому представляет классовую позицию мастера досадным недоразумением, усмешкой истории. Причем, делает это самым простым путем - запрятав лучшие из его работ. Кто-кто, а Хомаха наверняка знаком с политическими взглядами Бидструпа, с его биографией, изложенной в статьях и альбомах. С его стороны очень нехорошо прятать от нас большую часть творчества Бидструпа, замалчивая побудительные мотивы, цели работы художника.
Нет, мы не собираемся сводить суть дела к критике одного сайта. Херлуф Бидструп и его творчество весьма популярны в аудитории Рунета. Беда лишь в том, что подборки бидструповских работ составлены по принципу странички Хомахи. Здесь выставлены "аполитичные" рисунки художника. Лишь иногда среди них попадаются образчики его неблагонадежного творчества - иначе создателям сайтов было бы нечем заполнять свои сайты. Но и они тщательно отобраны, отфильтрованы на предмет чрезмерного радикализма.
Перед нами "Их" Бидструп. Комфортный и безобидный для класса буржуазии. Скрывая революционный рисунок, его поклоннички прячут художника от самих же себя. Подчас так несложно узнать собственную персону в антигероях бидструповской карикатуры, актуальность которой будет сохранятся до самого краха миропорядка капитализма.
Но появление этих кастрированных коллекций выказывает рост интереса к творчеству Бидструпа. Об этом говорят надписи в гостевой сайта Хомахи:
"Четыре зачитанных тома карикатур Бидструпа остались в родительском доме. С большим удовольствием просмотрела еще раз. Спасибо большое".
"Картинки из детства....никогда бы не подумал, что доведется снова увидеть эти карикатуры, лучшие, на мой взгляд, из всех существующих, и существовавших когда-либо. Остается только поблагодарить создателя галереи... Теперь эта галерея - единственное место, где реально поднимаю себе настроение. Огромное спасибо..."
"BRAVO. MY DEEP APPRECIATION. THANKS."
Некоторые посетители сайта сами обращают внимание на его содержательную ограниченность:
"Мир действительно великолепный! Впрочем, не знаю, насколько правильно исключать из него политическую карикатуру, ведь это тоже часть мировоззрения Великого Маэстро. А согласны мы с ним, или нет - это вопрос далеко не первой важности..."
Ну а кому-то уже явно мало этих выхолощенных по классовому признаку коллекций:
"Где бы купить все его книги? Сейчас нигде нет :(((((((( обидно..."
О чем говорят эти слова? Даже куцая подборка работ Бидструпа, деформированный слепок с его творчества, все равно может послужить руководством к действию. Кто-то отыщет эти заветные, зачитанные альбомы, отроет их в завалах кладовки, спросит на рынке у букинистов. И тогда перед ним вновь раскроется мир Нашего Бидструпа, - мир горькой иронии, разоблачения нашей ублюдочной современности. Мир, зовущий к борьбе против всех проявлений неравенства и угнетения.
Бидструповские рисунки еще заговорят в полный голос, - и совсем не о том, о чем хотелось бы господину Хомахе. Эти значимые произведения культуры ХХ столетья вслух повторят свой приговор высмеянному, опозоренному навеки чучелу капитализма.
2001 г.
|
|
|
|
|