Главная
|
|
|
Новый шаг к социальной культуре
Интервью с Андреем Манчуком
|
"Новая волна":
– Андрей, как и когда родилась сама идея фестиваля социального граффити?
Андрей Манчук:
– Идея фестиваля социального граффити родилась давно. Если помнишь, я говорил о ней летом - тогда мы надеялись лишь на роспись заброшенной школы с минимальным составом участников. Окончательным толчком стало общение с чилийским журналистом, переводчиком Маркеса и Галеано, Олегом Ясинским во время его пребывания в Киеве. Олег показал нам фото современной сапатистской мурали, сделанные им во время поездки в Чьяпас, и мы пришли к выводу, что нам пора серьезно заняться этим направлением культурной борьбы. Давнее увлечение теоретическими основами ангажированной живописи, - от Посады, Великой Тройки, Герреро и Мендеса до европейцев Мазереля, Кольвиц, Гросса, журнальной графики Дейнеки, литографий Касьяна, - давало большой соблазн к воспроизводству левой художественной классики. Но мы решили ориентироваться на обычное уличное граффити. На то, что и без нас рисуется в подворотнях и на заборах - вы все чаще можете обнаружить там рисунки Гевары, Мальчиша-Кибальчиша, злую карикатуру на Кучму или Путина, просто левую символику. Мы вышли на профессиональных райтеров, выказавших интерес к левосоциальной теме. Они с радостью поддержали нашу инициативу, и в дальнейшем мы реализовывали ее вместе. Мы не навязывали, только помогали. Абсолютная свобода творческой инициативы и демонстративное доверие к нашим товарищам художникам.
– Кажется, среди них были члены левых организаций?
– Да. Это, прежде всего, группа Psia Crew, а также родственная ей формация Галицька Лiва Фронта, выходцы из шахтерского Червонограда. Их лидеры - товарищ Lodek и Сашко-Ins приняли активное участие в организации фестиваля.
– Судя по реакции милиции, организовать его было непросто.
– Реализация фестиваля проходила трудно. Чиновники, МВД и мороз объединились в тесный классовый союз. Разрешение на фестиваль выбивалось с большим боем. Ребята-райтеры холодной ночью закатывали грунтовку на стены, рискуя загреметь в отделение - в ночь перед фестивалем мы еще не имели на руках необходимой бумажки, мотались по РОВД разных районов. За час до открытия акция вновь оказалась под угрозой запрета. Но и после этого нам пришлось отбить несколько атак милиции, что вы могли видеть сами. Они давили на художников, пытались напугать их и разогнать фестиваль. Сейчас сотрудники звонят им домой, тактика запугивания продолжается.
– Почему власти так не хотели давать вам это место? Из-за того, что оно находится в центре, или из-за социальной тематики фестиваля?
– Их корежило при одном слове "социальный". Да и при слове "граффити" тоже - нас обвиняли в поощрении хулиганов, которые, оказывается, рисуют даже на стенах госадминистраций (по-моему, блестящее место для социального творчества). Социальное граффити! Да еще в таком людном месте! Один фуражкин, из тех, кто пытался загубить акцию уже после ее открытия, так всем и заявил: "Тут завтра Кучма поедет, а на стене - террористы!". То, что фестиваль совпал с датой Революции по старому стилю - 25 октября - чистая случайность. А вот место у завода "Большевик", на территории рабоче-студенческой Шулявской республики 1905 года, подбиралось во всех смыслах осознанно. Прекрасная композиционность плюс прекрасные традиции революционной истории. Художники знали, что на месте их стены, у заводской проходной на Брест-Литовском стояла баррикада "Шрапнельная", штаб рабочих дружин. Объясняя тактику общения с ментами, мы призывали брать пример с тех, кто не боялся дать отпор казачьим сотням.
– Можно ли проводить такие акции и в других городах Украины, в России, в Москве? Ведь для этого требуются большие средства и связи.
– Нужно проводить. Это вполне реально. По большому счету, деньги нужны только на краски. Остальное можно обеспечить собственными усилиями, при необходимости мы поможем. Больше энергии и больше злости. Мало кто верил в то, что нам удастся реализовать эту акцию. Говорили, что это чистой воды авантюризм, но, имея опыт работы над клипом Sixtynine, мы знали, что все решает энергия, бойцовские качества и ясно обозначенные политические цели нашей работы. Последнее особенно важно. Наша деятельность - не абстрактно-культурологическое, "общелевое" движение. Она подчинена конкретным задачам рабочей борьбы за победу социализма в Украине. Песни Sixtynine уже используются для музыкального оформления левых акций, а трафареты левого граффити начинают появляться на стенах заводов и университетов. Рэп-фанк музыка и граффити - ведущие направления уличной культуры капитализма, его порождение и лучшее культурное средство некультурной борьбы против него. Они наиболее адекватны нашему настоящему, они обеспечивают быстрое и глубокое проникновение наших лозунгов в молодежную среду. Я уверен, в ближайшем будущем они станут ведущими методами левой пропаганды. Эти чиновники верно чуют, чем пахнет - завтра на их конторах будут писать не матюки, а лозунги протеста. Это будет красиво, и потому особенно убедительно.
– Насколько известно, политический эффект фестиваля уже оценила пресса?
– Да. В частности, в фото-рецензии на фестиваль, опубликованной на антикучмовском сайте "Майдан". Их текст говорит сам за себя, я просто приведу его в переводе на русский: "Мы не ходим в галереи, наши картины - улицы городов", - говорит один из юных художников. Молодежи (да и зрелым людям), которые проходят мимо очень нравится действо с яркими красками, громкой энергетической музыкой, своеобразный прорыв за пределы будничного, серого и покорного существования. Политические партии и силы - берите на вооружение нетрадиционный формат акций. Молодых не интересуют нудные и молчаливые пикетирования".
Вообще, пресса реагирует очень активно. Все последние три дня рисунки снимают и фотографируют, было много публикаций, несколько интервью. Как оказалось, это был первый крупный фестиваль граффити в Киеве. Сейчас они очень интересуются нашим музыкальным фестивалем 14-го ноября, где будут выступать Sixtynine и другие левонаправленные коллективы.
– Андрей, есть ли связь между первым фестивалем граффити и знаменитым клипом "В белом гетто" группы Sixtynine? Как известно, он он тоже снимался в Киеве, на базе вашей левой видеостудии. Вис Виталис и Sixtynine были почетными гостями фестиваля, акцию разогревала их музыка. Можно ли говорить о том, что фестиваль граффити это следующий этап работы по стимуляции развития левой культуры?
– Конечно. Продвиженческая, прогрессорская функция имеет здесь место. Мы ищем людей, помогаем им познакомиться, повлиять друг на друга, помогаем им оформить и развить свое творчество, придать ему выраженный политический акцент. Это своего рода культурная программа ВСР и ряда организаций Комсомола Украины. Я не думаю, что она имеет аналоги в левом движении СНГ, как не имеют подобных левых аналогов наши видео-работы и этот фестиваль. Что касается нашего друга Виса, по существу он является одним из теоретиков этого движения, которое хорошо именно тем, что зарождается естественным путем, без мертвых организационных форм, без пустых и пошлых догма-деклараций для тусовки. Зачем нам дурацкие манифесты, если мы имеем стихи Sixtynine?
– То есть, все происходящее принципиально организовано вне тусовок?
– К счастью, на Украине не сложился левый культурный истеблишмент, который уже существует, к примеру, в Москве. Организаторы наших акций - обыкновенные активисты коммунистических и рабочих организаций, а их участники - простые пацаны из провинции и столичных окраин. К счастью, наша левая тусовка слишком слаба, чтобы задушить на корню это коренное, естественное движение. Мы следуем хорошему ветхозаветному совету: "не лей новое вино в старые мехи". Мы ведем работу с новыми, деятельными, умелыми и серьезно заинтересованными людьми. С теми, кто пишет, рисует, снимает, поет. Только конкретная работа на конкретные результаты. Это движение растет, оформляется. Развитие идет, многое получается, мы постепенно обрастаем людьми самых разных культурных направлений.
– Какими будут следующие культурные проекты? Каких направлений культуры они коснутся на этот раз?
– В ближайших планах - работа над левым костюмом и создание сайта протестной культуры. Кроме того - документальная лента о диких шахтах Южного Донбасса, интереснейший проект левой мультипликации который мы надеемся реализовать с днепропетровскими товарищами, издание рассказов о гастарбайтерах, социальная фотография, дальнейшая поддержка левых музыкальных групп - уже известного коллектива "Свiт за очi", и тех, кто идет за флагманом Sixtynine. Разумеется, все это будет по-прежнему совмещено с политической, социальной, рабочей, антипоповской борьбой, борьбой в защиту политзаключеных. Важную роль играет дальнейшее развитие левых интернет-ресурсов, и печатных изданий, которые служили бы теоретическими органами и рупорами движения. Cреди последних лидирует "Новая Волна", которая становится органом этой культурной микрореволюции.
– Есть ли надежда, что такая протестная культура сможет встать на ноги, несмотря ни на что?
– В общем, мы не стоим на месте, и, вероятно, это главное. Во время нашего интервью с редактором "Ультра.Культуры", поэтом Ильей Кормильцевым он сказал хорошо и просто: "Я думаю, будущее имеется". Мы очень стараемся, чтобы это оказалось правдой.
30 октября 2003 г.
|
|
|
|
|
|
Постер фестивалю
|
|
Начало
|
|
Стена Борьбы. Панорама
|
|
Снаряды привезли
|
|
Вооружен. И очень опасен
|
|
Штурмуют стены
|
|
"Правда заложила мощный фундамент..."
|
|
Работа
|
|
Наша девочка
|
|
Цвета
|
|
Менты пытаются разогнать
|
|
Ленин сегодня
|
|
Єднайтеся!
|
|
Стикеры фестиваля
|
|
До боротьби!
|
|
Стена борьбы - крупно
|
|
|
|