Главная

"Фаренгейт 9/11" - у нас и у них

Рецензия для левой прессы
Советский читатель помнит "451 градус по Фаренгейту", книгу великолепного Рея Брэдбери. "Температура, при которой воспламеняется и горит бумага", – гласит подзаголовок этой антиутопии*. В будущей Америке Брэдбери буржуазия сжигает лучшие образцы классической литературы, с тем, чтобы помешать осмысленной, критической оценке сбывшейся "мечты" капитализма. На деле писатель рисовал хорошо знакомый ему маккартистский террор. Американские фашисты из "Общества Джона Берча" уже тогда позаботились о том, чтобы этот роман нельзя было назвать фантастическим – они сожгли дом Брэдбери вместе с его богатой библиотекой.

Обыгрывая название этой книги, режиссер Майкл Мур говорит: "Фаренгейт 9/11" – температура, при которой горит свобода", убедительно показывая, что прогнозы Брэдбери стали реальностью Америки наших дней – империи президента Джорджа Уокера Буша и стоящих за ним монополий. Впрочем, они справедливы и для периферии глобального мира – для Украины. У нас напрасно прекращают читать старину Рея, меняя его на всякую книжную дрянь.

***
Этот фильм начинается с темы выборов – актуальной и поучительной для украинских зрителей. Им стоит посмотреть на бессовестные махинации тех, кто учит нас "честной игре". На «демократию», где люди темного цвета кожи по существу лишаются права голоса с молчаливого одобрения истеблишмента. Ложь и насилие становятся основой всей дальнейшей политики режима Бушей, проявляясь в чудовищных преступлениях против человечества. "Кому выгодны теракты 11 сентября?" Отвечая на этот вопрос, режиссер указывает на их подлинного виновника – глобальный капитализм.

Либерал Майкл Мур желает скомпрометировать Буша-младшего и его партию, но, по сути, разоблачает всю многолетнюю политику американской буржуазии в ее республиканском и демократическом форматах. Старая истина о том, что исламистские структуры Бин Ладена являются креатурой Вашингтона и используются для закулисных операций в интересах международного капитала, озвучена принцем Бендером бин Султаном, послом Саудовской Аравии в США. В эфире популярного телешоу посол честно рассказал обстоятельства личной встречи с Осамой бин Ладеном:

"В середине восьмидесятых – если вы помните, мы тогда поддерживали моджахедов, чтобы они освободили Афганистан от Советов, – он пришел, чтобы поблагодарить меня за усилия, за то, что я привел американцев, наших друзей для того, чтобы они помогли нам воевать с коммунистами".

"То есть он пришел к вам поблагодарить за то, что вы привели американцев, которые помогли ему? А теперь он, возможно, ответственный за взрывы в Америке?", – переспросил ведущий шоу, озадаченный этим очевидным противоречием американской «борьбы с исламистским террором».

"Абсолютно точно", – подтвердил принц Бендер. Не сын турецкого подданного, а племянник саудовского короля, известный особой близостью к семье Бушей и даже получивший от них "домашнее" прозвище – "Бендербуш".

Майкл Мур обращается к истокам этих романтических отношений, во времена, когда закадычный дружок и сослуживец Буша-младшего, Джеймс Бэт, становится управляющим делами компании "Сауди Бин Ладен групп" в Техасе. После первых неудачных шагов Дж.У.Буша на поприще нефтяного бизнеса Бэт поддержал его вложением саудовских капиталов. Впоследствии саудовские бизнесмены с завидным постоянством спасали бизнес будущего американского президента, добиваясь благосклонности Буша-отца – в то время он занимал пост директора ЦРУ. Именно тогда США начинают закладывать основы своего "террористического" проекта, вооружая группы фундаменталистов, – в том числе, родственника своих саудовских партнеров. Последние, в свою очередь, обеспечили Бушу-младшему место в руководстве транснациональной финансово-промышленной группы "Карлайл" – лидере мирового бизнеса вооружений. Оба президента Буша, – в особенности, Буш-отец, – самым активным образом работали на эту корпорацию, среди инвесторов которой, кроме прочих, значится семья Бин Ладенов и другие саудовские капиталисты.

В фильме отмечен знаменательный факт – утром 11 сентября 2001 года в Вашингтоне состоялась пресс-конференция "Карлайл групп", на которой присутствовали бывший госсекретарь США Джеймс Бейкер, бывший британский премьер Джон Мейджор, экс-президент Буш-старший, а, кроме того, Шафик Бин Ладен, – сводный брат Осамы. Он интересовался прибылями от семейных вложений в… оборонные фонды корпорации, финансирующей американский ВПК. Указанные господа вместе смотрели трансляцию атаки на Пентагон и Торговый центр. Возможно, они уже тогда знали, что "Карлайл групп" больше всех выиграет от этих событий, сказочно обогатившись на военных контрактах "превентивных" войн (именно ее БМП "Брэдли" поджигают сейчас иракские повстанцы). Впрочем, на этом нажились все военные монополии США, а заодно – саудовские бизнесмены, вложившие в них свои нефтяные деньги. "11 сентября гарантировало, что у всей оборонной промышленности будет очень хороший год", – констатирует Мур. И не один – можем добавить мы.

Никакой геополитики, никакой "мировой закулисы". Все намного проще и намного страшней, о чем говорят авторы "Фаренгейт 9/11": "Эта кампания ("Карлайл групп") преследует денежную цель. Это не какой-нибудь всемирный политический заговор… Все дело в деньгах, чтобы делать огромные деньги. И они их делают очень хорошо". Майкл Мур называет сумму – 1,4 миллиарда долларов. Именно столько вложил в семью Бушей и ее окружение один только саудовский бизнес за три десятилетия их взаимовыгодного сотрудничества. А ведь у этого клана американской буржуазии предостаточно других спонсоров, и многие их них прямо названы в фильме.

В 1997 году делегация лидеров "Талибана" прибыла в штаб-квартиру нефтяной кампании "Юникал" в Хьюстоне, Техас, чтобы подписать контракт о транспортировке каспийского газа через территорию Афганистана. Губернатором этого штата в то время являлся Буш-младший, а главой правления указанной компании - его будущий вице-президент Дик Чейни. За пять месяцев до 11 сентября спецпредставитель и министр "Талибана" посетил США по приглашению правительства Буша для обсуждения насущных деловых вопросов. Через некоторое время те же люди из "Юникал" решат, что им удобнее править Афганистаном напрямую, без посредничества талибов, и организуют вторжение в эту страну. Нынешний афганский режим возглавляет некто Хамид Карзай - в прошлом штатный советник той самой "Юникал", пополнявшей предвыборную кассу Буша.

Спонсоры платят и заказывают – музыку войны. "Корпорация "Хэллибёртон"? Да здесь все наше правительство!" Именно эта финансовая структура, вместе с "Карлайл", "Юникал", "Майкрософт", "Диечел", "Харрис" и прочими, выступила главным зачинщиком следующей агрессии Буша: "Они собрались, чтобы подсчитать, сколько денег можно заработать на Ираке. Нефть там течет, денег будет полно, так что прибыли – это не вопрос".

Уже в первые часы после терактов президент Буш настаивал, что их организатором мог быть только Саддам Хусейн. "Вся его команда хотела разобраться с Ираком еще до того, как Буш пришел к власти… Ему сказали, что Ирак не связан с этим, но ему, похоже, это было без разницы", – свидетельствует высокопоставленный госчновник. Команда семьи Бушей никогда не верила в собственные байки об оружии массового поражения в Ираке, – ведь она сама вооружала саддамовский режим для войны против Ирана. Мур показывает забытые кадры дружеской встречи Саддама Хусейна с Дональдом Рамсфельдом. Тем самым, кто уже через день после 11 сентября потребует бомбить Багдад, как единственную "подходящую цель" для тотальной бомбардировки. Психологический террор внутри собственной страны, запугивание призраком сентябрьских террактов – нечто подобное происходит сегодня в путинской России, – обосновали начало невыдуманных преступлений, совершаемых на глазах всего мира.

Дальше была война. Фильм повторяет кадры мертвых иракцев – мужчин, женщин, детей – на фоне патриотической истерии СМИ. Он приводит отвратительные, тупые реплики их убийц – американских солдафонов. Оглушив себя музыкой из наушников (Бритни Спирс, как мы знаем отсюда, тоже за войну Буша), они с удовольствием стреляют во все живое, – хотя, впрочем, уже жалуются на атаки местных партизан. Дети американских рабочих – их руками ведет эту грязную войну американский капитал. 17% процентов безработицы (при прогнозируемых у Мура 50%) – и вербовка на войну становится единственным выходом для пролетариата из американских гетто. Патриотические телеролики разрыхляют почву, а затем сотни агрессивных вербовщиков прочесывают бедняцкие кварталы, чтобы заполучить новое пушечное мясо к услугам корпораций Буша – бедняков разного цвета кожи, разного пола, разного – вплоть до школьного, – возраста. Майкл Мур безуспешно осаждает американских конгрессменов, предлагая им послать в Ирак собственных детей. Эта публика предпочитает войне элитные колледжи.

"Фаренгейт 9/11" вскрывает эти социальные контрасты, а равно глубокие общественные противоречия Америки наших дней. Беседа с патриотически настроенной "средней" американкой – она считает себя "становым хребтом консервативной демократии", ненавидит военные протесты, помогает вербовать в армию молодых людей; Мур приходит к ней еще раз, после гибели ее сына, и вы видите совсем другого, растерянного, убитого горем человека. Искалеченные "ветераны" ненавидят Буша, урезавшего их социальную помощь. Буржуазия наживает на этой войне миллионы, но не брезгует и копейками, отобранными у одураченных бедняков. Под пулями и минами иракцев они начинают понимать: "нас обманули". Итоговый лейтмотив фильма: Удастся ли сделать это дважды?

Здесь вся разница между режиссером и коммунистами – он хочет, чтобы американская беднота не голосовала за Буша, мы – чтобы она не слушала вранье власти капитала, дурившей их не один десяток раз под названиями разных партий, под именами разных политиканов. В конце концов, "Фаренгейт 9/11", несмотря на его достоинства и гран-при Каннского фестиваля – большой рекламный ролик кандидата от демократов. Сам Майкл Мур, который восхищается отставным генералом из демократов – палачом Югославии, военным преступником Уэсли Кларком, в своей критике руководствуется партийным принципом и заказом спонсора. Просмотрев этот фильм, вы не будете уверены в том, что президент Эл Гор и его вице-президент Джо Либерман (связанный с израильским режимом в той же мере, что и клан Бушей с саудистской кликой) не развязали бы эту же, иракскую, войну. Пускай в другом, расширенном формате, с благословения карманного ООН, общими силами коалиции НАТО – как об этом мечтает сейчас Джон Керри. Как знать, возможно, тогда был бы снят фильм о демократических политиканах, и их не менее тесном сотрудничестве с военными и нефтяными ТНК.

Однако нам можно и нужно смотреть "Фаренгейт 9/11", поскольку он дает наглядное представление о войне как продолжении политики большого бизнеса, справедливое и для периферии глобализированного мира. Левые критики могут много и правильно ругать Мура, однако нам трудно переоценить значение массового проката его ленты в кинотеатрах Украины. "Фаренгейт 9/11" вызывает неподдельный интерес. Он приоткрыл глаза многим, кто вряд ли стал бы интересоваться политической кухней поджигателей войны. Подобный фильм мог быть снят о туземных лакеях империализма. О тех, кто направил в Ирак украинский контингент, повторив в миниатюре сюжет муровской ленты. О тех, кто убивал и умирал в иракской пустыне, сражаясь за интересы Ющенко, Януковича и Кучмы (обманутые и брошенные, эти солдаты тоже делают свои первые выводы). О тех, кто организовал теракты в Москве, расчистив дорогу для "лучшего друга Буша" – Путина, а теперь, с помощью этих же терактов, поддерживает его режим, основанный на той же пропагандистской лжи. Они – одинаковые; там, в Америке, и здесь, в Украине, – поскольку относятся к одному хищному классу, утвердившему свое мировое господство, и одинаково враждебны трудовому народу всех стран – от США до Ирака.

В этой документальной ленте есть редкие кадры президента Буша, Рамсфельда, Пауэлла, Райс, Вулфовица, и других – в тот момент, когда визажисты готовят их к выходу в телеэфир. Бесчувственные маски, лица живых мертвецов, правящих нашим миром. Секунду спустя они с улыбкой понесут нам свою ложь – ради миллионных прибылей ценой миллионов смертей. Кучма, Янукович, Ющенко – их настоящие лица такие же, как у этих монстров. Помните, какие они на самом деле. Посмотрите "Фаренгейт 9/11".

"Рабочий класс"

* Еще раньше об этом писал Синклер Льюис - в своей книге "У нас это невозможно?".
  Андрей Манчук