Главная
|
|
|
В защиту Сковороды
Не поймать
|
Украине презентовали купюру в 500 гривень. На ней изображен Григорий Сковорода. Нищий бродячий философ, украинский дервиш эпохи Просвещения. Он первым дал анализ раннебуржуазным отношениям на этой земле – в поэтической форме, которая рисует знакомые образы нашей эпохи:
Петр для чинов углы панскии трет,
Федька-купец при аршине, все лжет.
Тот строит дом свой на новый манер,
Тот все в процентах, пожалуй, поверь!
…Тот непрестанно стягает грунта,
Сей иностранны заводит скота.
Те формируют на ловлю собак,
Сих шумит дом от гостей, как кабак.
А мне одна только в свете дума,
Как бы умерти мне не без ума.
Вы узнаете? Это точный портрет тех, кто заправляет жизнью нынешней Украины. Также, как это некогда делала туземная шляхта и ее холопы-приказчики – прямая родня тех, кто напялил на себя звучное слово «менеджер». Конечно, Сковорода не виноват в том, что наше общество оказалось отброшенным в свое темное прошлое. Даже не на десятилетия – на столетья назад.
Они отплатили ему – этой поганой купюрой. Боссы Нацбанка наверняка прогуляли в школе уроки, посвященные творчеству Сковороды. Трудно нанести большее посмертное оскорбление человеку, которого так и не смогли купить при жизни куда более щедрые вельможи екатерининской эпохи. С флейтой, посохом и заплечным мешком с древнееврейским текстом Библии, толкуемой в духе излюбленных им Спинозы и Декарта, он ходил по украинским селам, минуя проклинающие его монастыри. И учил грамоте крестьянских детей, заронив в них истины, достойные эпохи Пугачевщины и Колиивщины:
«Я вам предсказиваю – роскошно не жити!».
«Краще голий та правдивий, нiж багатий та беззаконий».
«Неправда гнобить i протидiє, але тим дужче бажання боротися з нею».
После смерти Сковороды украинцев будут учить по его стихам и притчам. Именно с них начнется поэтическое образование крепостного мальчика-сироты – Тараса Шевченко. Антимонархический «Сон» из «Кобзаря» – прямая аллюзия на «Сон» Сковороды, который еще в 1758 году нарисовал гротескный кошмар царизма. Позже Шевченко выпадет такая же сомнительная честь – украсить собой стогривенную купюру в валютном портфолио буржуазной Украины. Вместе со Сковородой они оказались в компании других великих поэтов-революционеров – Леси Украинки и Ивана Франко (банкноты в 200 и 20 гривень). Уместно вспомнить: из-за последнего недавно разгорелась целая драка. Во время юбилея Ивана Яковича его брэнд оспаривали между собой Ющенко, Медведчук, Костенко и Симоненко – живое воплощение того, что ненавидел и против чего боролся этот буревестник рабочего движения Галичины.
Но первым был именно Сковорода. Его «De Libertate»:
Що є свобода? Добро в нiй якеє?
Кажуть, неначе воно золотеє?
Нi ж бо, не злотне: зрiвнявши все злото,
Проти свободи воно лиш болото.
О, якби в дурнi менi не пошитись,
Щоб без свободи не мiг я лишитись.
Те, кто собрался позапрошлогодней зимой у киевского памятника Сковороде, боролись за это «злото» своих вождей, – а вовсе не за свободу, как это представлялось многим из этих людей. Увы, они тоже плохо читали Сковороду. «Демон проти демона не свiдчить, вовк вовчого м'яса не їсть». Это сказано про наших Хищника и Чужака. Про нынешнюю коалицию этих монстров, а заодно и про их придворных «оппозиционеров». Они уже завтра благополучно объединяться с волками своей классовой стаи.
В Нацбанке цинично говорят, что введение новой купюры вызвано «увеличением доходов украинцев». Нам придется напомнить: минимальная зарплата в нынешней Украине составляет 440 гривен. Минимальная пенсия – 360 гривен. Пятисотенная бумажка превышает месячный доход многих миллионов украинцев. «Це мабуть для багатих», – верно сказала стране бабка в новостях Первого канала.
Возможно, это тщетная попытка отдалить народ от его философа. Они могут набивать карманы и сэйфы пятисотенными купюрами, но им никогда не удастся спрятать его в своем портмоне. Умирая на Слобожанщине, Сковорода имел полное право сказать: «Пусть здесь будет моя последняя могила, и на ней напишите, что мир ловил меня, но не поймал». Ни Стельмаху, ни Брюховецкому не поймать старого дервиша, несмотря на все старания присвоить себе его память.
Все же, нам хотелось закончить другими словами Григория Сковороды – куда более важными для нынешних украинцев. В диалоге «Потоп Змииный» он с убеждением говорил: «Мы сотворим свет получший. Созиждем день веселейший». Эпоха 11-го тезиса о Фейербахе была далеко впереди. Но подлинные философы уже видели необходимость изменить наш мир.
|
|
|
|
|