Главная

Контркультура XXI

Новый вид молодёжной оппозиции
Этот не существовавший ранее в постсоветской России вид оппозиции зародился на стыке тысячелетий. Сказать точнее возможным не представляется: году в 1998-м его, похоже, ещё не было, в 2001-м явление уже существовало. Тогда же эта оппозиция была названа "новой контркультурой".

Название, как скоро стало ясно, было неудачным, не отражавшим сути явления и порождено тем, что самым заметным тогда проявлением этой новой молодёжной оппозиции были, как и в случае с классической контркультурой 60-х, рок-группы и исполнители. Сейчас ясно, что "новая контркультура" лишь начинала объединяться вокруг ряда рок- и рэп-групп (таких, как "Запрещённые барабанщики", "Зимовье зверей", "Навь", "Зона сумерек", "Красные пантеры", "Адаптация" и др.), но быстро породила более серьёзные центры притяжения и объединения - собственные журналы, газеты и бюллетени ("Скепсис" в Москве, "Арт-город" в Петербурге, "Час Ноль" в Чите, "Мёртвый город" в Тюмени, "Зима будет долгой" во Владивостоке, "Духовщина" в Смоленске, "Ультиматум" и "Тротиловый эквивалент" в Ярославле, "Крамола" в Альметьевске, "Партизан" в Комсомольске-на-Амуре и др.).

И если эти рок- и рэп-группы и их слушатели и поклонники, с презрением отвернувшиеся от "русского рока" как от продавшегося и "опопсовевшего", продолжили традицию "музыки бунта" (почему важнейшим в их творчестве является содержание текстов), то журналы появились как реакция на деградацию, "пожелтение" и деинтеллектуализацию "больших" СМИ.

"Новая контркультура" отличается высоким образовательным, интеллектуальным и культурным уровнем, практически поголовно она представлена студентами, аспирантами и недавними выпускниками вузов.

Безусловно отвергая существующий социальный строй, политический режим и официальную культуру с левых и радикально левых позиций, "новая контркультура" не имеет никаких преемственных связей с существующими отрядами левой оппозиции. Более того, она откровенно презирает и своих исторических предшественников - "перестроечных" левых - и нынешнюю левую оппозицию (от анархистов до КПРФ) как архаичную, недостаточно интеллектуальную и бутафорскую. У подавляющего большинства членов "новой контркультуры" нет ни опыта участия в деятельности официальной левой оппозиции, ни организационных контактов с ней.

Эта молодёжь, выстроив своё - пусть пока маленькое - культурное и идеологическое пространство, практически не нуждается уже в "официальной" культуре, всё меньше зависит от неё и, следовательно, всё меньше контролируется культурно и ментально властью и большим бизнесом.

TВ эти ребята часто принципиально не смотрят вообще (в одной из песен группы "Навь" ситуация постоянно выключенного телевизора - что само собой разумеется, который воспринимается как просто дополнительное зеркало, фиксируется (между делом) в строках "С моим отражением в телеэкране сегодня что-то не то"). А ведь телевидение сегодня - основной канал идеологической пропаганды со стороны власти. В то же время эта молодёжь очень много читает и очень много пишет сама. Замечательно и то, что именно в этой среде процент поэтов, музыкантов и художников заметно превышает средние показатели.

Говоря иначе, незаметно складывается новая субкультура, не являющаяся типичной молодёжной субкультурой (подобной хиппи, панкам или скинхедам), а скорее являющаяся новой революционной контркультурой наподобие революционной контркультуры 60-70-х годов XIX века в России (протонароднической и народнической).

Ситуация в молодёжном мире действительно всё больше напоминает именно предшествовавший "Народной воле" период российской истории: с одной стороны, отброшенные - в результате общественных, экономических и культурных деградационных процессов - на уровень середины XIX века "широкие слои" молодёжи, с другой - небольшие островки "элиты" (детей "высшего общества"), с третьей - формирующаяся разночинная революционная контркультура. Которая в интеллектуальном и творческом отношении не только не уступает, но и откровенно превосходит уровень молодёжи из "высших слоёв".

То есть в стране - впервые после революции 1917 года - начинает формироваться, говоря языком "теории элит", контрэлита, которая сможет в будущем вполне обоснованно предъявить свои права на власть и которая уже сейчас воспринимает социальное, политическое, экономическое и культурное устройство России как убогое, отсталое и не соответствующее по уровню развития ни требованиям XXI века, ни её, контрэлиты, запросам и предпочтениям.

Причём сами представители этой контрэлиты (контркультуры) прекрасно видят, что существующее общественное устройство не нуждается в них, в их талантах и способностях, не собирается предоставлять им не только такое место в обществе, которое они заслуживают, но даже и просто возможности самореализации.

Предлагаемая "сверху" культура, с их точки зрения, настолько убога, примитивна, вторична и откровенным образом рассчитана на удовлетворение вкусов обывателя (и на воспитание из молодёжи именно обывателя), что они просто не представляют, где в этой "культуре" им может найтись место. Читаем в журнале "Час Ноль":

"Нас либо держат за быдло, либо хотят, чтобы мы стали быдлом. Я что, затем учился 10 лет играть на двух музыкальных инструментах и затем годы, как фанатик, собирал информацию, чем театр Стрелера отличается от театра Паоло Грасси, чтобы слушать фанеру каких-нибудь откровенно дебильных "Руки вверх", которые не то что чистую приму от большой септимы не отличают, но и свято уверены, что группетто - это разновидность секса… или кормиться пошло-манерными гомосексуальными "спектаклями" а-ля Виктюк?

Нужно быть умственно отсталым, чтобы всерьёз воспринимать (и тратить на это время) их убогие и пошлые телешоу, их, с позволения сказать, художественные фильмы… Видеопрокат - на каждом углу. И сплошь - дерьмо: боевики да порно, порно да боевики. Пойдите-ка найдите в прокате "Альфавиль" Годара. Или "Кулаки в кармане" Белоккьо. Или "Профессия: репортёр" Антониони (а ведь говорят, в советское время фильм у нас даже на большом экране шёл!). Ну на худой конец "Пролетая над гнездом кукушки"! Хрен вам. Культурный выбор, который нам предложен, - выбор разных сортов дерьма. Они нас хотят всех превратить в извращенцев. То есть в таких, как они…

А у нас в универе кто-то не в меру умный распорядился списать (как "устаревшие") все книги из серии "Научно-атеистическая библиотека". Все! И Вольтера, и Ульриха фон Гуттена, и Уриеля да Косту… Вольтера вам? Хрен: читайте архимандрита Софрония да митрополита Антония. Тоннами в библиотеку завозят…

А если кого тянет в бунт, есть готовые рецепты: две дурочки "Тату", по приказу своего продюсера изображающие лесбиянок и раздевающиеся на сцене (ах, какой бунт, просто пугачёвщина!!!), группа "Ленинград" с матерными попевками… да Сорокин с его копрофагией и описанием мужеложества Сталина с Хрущёвым (ой, какой смелый бунтарь: оба персонажа давно умерли, бояться их нечего!)…

Это их "культура" - пусть они в ней живут. Так нет же - они и мне её навязывают. Это, говорят, демократия. А Маяковский, говорят, с Максимом Горьким (а заодно и Чезаре Павезе с Паоло Пазолини) - это ужасные люди, это коммунисты, это тоталитаризм. И Бретон с Элюаром. И Пикассо с Сикейросом… "Культура" с "духовным возрождением" вперемежку: послушал Шнура - пошёл в церковь помолился - поглазел на голых татушек-по…душек - пошёл перед ликом президента свечку поставил - поглядел на фашистскую балабановскую "Войну" - архимандрита Софрония почитал. Чем не культура, чем не духовность?"

А Вис Виталис, лидер и автор текстов "Sixtynine", в песне "Деньги-2001" прямо связывает успех в бизнесе (и, в частности, коммерческий успех в шоу-бизнесе) с безнравственностью и уголовным мышлением и образом жизни, но никак не со знаниями и талантом:

Да, делать деньги - наука из наук.
Для этого не хватит только головы и рук.
Своими аттестатами - вон туалет обклей.
Здесь надо быть бессовестнее, злее и подлей.
Здесь надо иметь имидж, наводящий страх.
Здесь надо бить по роже, в горло, в почки, в пах.
Здесь надо воровать, торговать, пугать,
Крутиться, деловиться и наваривать.
Вы скажете - я циник, может, это так и есть,
Но деньги-то иначе и не делаются здесь.

"Новая контркультура" оказалась средой достаточно интеллектуальной, талантливой и самостоятельной, чтобы создать альтернативную социально ориентированную рок-сцену в условиях, когда, как издевательски поёт панк-группа "Тараканы", "рок-группа тем лучше, чем глубже спрятан смысл, чем трудней понять". Очевидно, те, кто не попал под каток искусственной примитивизации общества и чей интеллектуальный уровень ещё не понижен до требующегося властям, должны, чтобы не впасть в депрессию, смеяться. Что они и делают.

Власть, похоже, не замечала "новую контркультуру" вплоть до 2004 года. Заметила - и стали бороться. В Ярославле прокуратура "в порядке реализации Закона "О противодействии политическому экстремизму" запретила и "Ультиматум", и "Тротиловый эквивалент". В Смоленске все издатели "Духовщины" одновременно потеряли работу - и издание перестало выходить по финансовым причинам. То же самое случилось в Чите с изданием "Час Ноль", а в Тюмени - с "Мёртвым городом". Похоже, аналогичная судьба постигла владивостокский журнал "Зима будет долгой".

В Петербурге, воспользовавшись тем, что "Арт-город" не был зарегистрирован, выпустили в продажу журнал с таким же названием - глянцевый и абсолютно бессмысленный, но с логотипом, похожим на логотип оригинального "Арт-города". После этого настоящий "Арт-город" выходить уже не мог, а зарегистрировать журнал под другим названием его издателям никак не удаётся по причинам бюрократического характера.

"Новую контркультуру" можно запретить и загнать в подполье. Она и раньше находилась чем дальше от Москвы и Питера, тем во всё более откровенном полуподполье. Но запреты ничего не изменят. Имущество молодых левых интеллектуалов - это их знания, их уровень развития, их таланты, их интеллект.

"Литературная газета"
  Александр Тарасов