Вроде бы, это не относится к протестному движению. Но на самом деле, это крайне важно, и не просто касается темы протестов одним ребром – это одна из плоскостей происходящего. Хорошо, Валерий Гергиев не испугался отдать сцену Мариинского театра Грэму Вику, осыпавшему российскую власть прямыми укорами, и по сути, превратившему оперу «Борис Годунов» (читай – «Царь Путин») в протестную акцию. Все исполнители главных партий, солисты Мариинки, солидарны с протестным движением и считают, что в нашей стране творится пиздец.
Однако, является ли постановка протестной оперы или участие в ней актом протеста? Многие уже восторгаются актуальностью поднятых тем, забывая при этом, что высокая культура – в данном случае, конкретно, Мариинка и Большой театр, является частью системы, построенной на социальном расслоении. Проведите опрос, сколько людей из участников протеста были хотя бы раз в Большом или в Мариинке, сколько из них слушают классическую музыку – и вы узнаете, сколько из них не делали ни того, ни другого, из-за предубеждения перед классической музыкой как частью элитарной культуры.
Проблема даже не в том, что те, кто слушает и любит классическую музыку, как правило, не могут себе позволить посетить оперу вживую из-за дороговизны билетов. Проблема в том, что минкульт сделал все для того, чтобы опера, балет и классическая музыка стали синонимами элитарной культуры (хотя, впрочем, это не единственная причина) . А сами деятели культуры не делают ничего, чтобы эта культура стала доступна для широких слоев населения.
Валерий Гергиев «решился на смелый шаг»? Это полный абсурд. Смелый шаг – это шаг политический, а в данной ситуации его поступок следует трактовать как художественный жест. В случае с Гергиевым смелым шагом будет разрыв с Путиным, когда директор театра перестанет называться «доверенным лицом» президента. Но даже если говорить о культурной плоскости, политическими шагами в данной ситуации будет радикальное приближение ставшей элитарной культуры к широким слоям населения, которым эта культура недоступна и непонятна.
Можно устроить оперное представление на Чистых Прудах – хотя, в общем-то, необязательно устраивать его там, где проходит протест. Достаточно выйти за пределы своих уютных театров и вторгнуться в общественное пространство. Если бы музыканты играли не только в переходах, но и устраивали бесплатные концерты классической музыки в публичном пространстве – в скверах, на площадях, – то общество начало бы меняться гораздо быстрее.
Солидарность с протестующими и выражение своего протеста не могут быть помещены в рамки высказывания. Они требуют своего выражения в действиях.
Артем Темиров
-
Аналіз
«Мистер Черчилль – фашист». Новая книга Тарика Али
Артем Кирпиченок Биография без цензуры>> -
Світ
Rheinmetall: сверхприбыли на крови
Йорг Кронауэр Полигон для оружейного бизнеса>> -
Економіка
Капиталисты кружат над Украиной
Томас Фази Маяк свободного рынка>> -
Історія
Карл Маркс, американский журналист
Григорий Глоба Бухгалтерия классика>>