Палаючих сердець яскраве свічення

Практика левой культуры Украины
Организуя съемки клипа «В Белом гетто», фестиваль «Кольори протесту», пропагандируя левую социальную культуру на страницах «Новой волны» мы знали – она получит распространение на украинской почве. Мы видели в ней важное средство политической работы. Позднее, в статье по итогам Второго международного фестиваля социального граффити, его организаторы определили текущую задачу движения:

«Практика левого граффити не должна ограничиваться фестивалями. Выполненное на высоком качественном уровне, оно станет обыденной формой политической борьбы. Широкая популярность граффити в среде украинских комсомольцев, завоеванная после наших фестивалей, позволяет надеяться – уличный рисунок коммунистов станет кошмаром тех, кто правит нами сегодня».

Полгода спустя этот тезис реализовывается на практике сразу в нескольких украинских городах. Одним из лидеров левого граффити Украины стала красная молодежь города Винницы. Кроме того, эти парни делают красный рэп, глубоко родственный настенным рисункам. Те, кто вырос на текстах Sixtynine и «Кольорах протесту», развивают традицию современной левой культуры Украины.

Даже простое цитирование текстов Виса Виталиса на городских стенах Винницы выходит у них художественно и эффектно. Есть немало других интересных работ: трафареты с изображением Че Гевары, собственная стилизация левой символики, более крупные композиции.

Среди последних – граффити «В Белом гетто». Серые дома наших кварталов, точно такие, как здание, на стене которого сделан этот рисунок. Гибнущие в них лишние люди. Лицо подростка со вписанным в звезду кулаком. Стилизованное, с серпом и молотом, слово «Рэп», комсомольский значок, обязательная эмблема Sixtynine. Предупреждение: «Не закрашивать! Настенная агитация!». Смелое требование тех, у которого нет ничего, кроме этих стен – о чем и говорит их поверхность:

No job
No power
No woman
No money –
Нашу страну
У нас же украли

Другая, еще более зрелая работа с большим агитационным эффектом. Отчаявшийся подросток закрывает лицо руками. На кирпичной стене школы выписаны строчки из школьного дневника:

Немає грошей на навчання
Невідоме майбутнє, морок чекання
Скажу олігархам – Ні! – без вагання

Вибір за тобою:
Ти – людина, або купа гною?
Бандита не хочеш?
Не хочеш нациста?
Вихід один – обирай комуніста!

Здесь точно обозначен наш классовый выбор, вне схватки хищника с чужаком. Хотя авторы граффити хорошо знают – коммунизм не выбирают на выборах, – и потому выбирают борьбу за коммунизм, в одной из ее самых эффективных и современных форм. Они рисовали бы больше, если бы у них было больше краски.

Работы этих школьников и студентов уже получили общественную значимость. Местная газета «RIA» в номере за 9 февраля опубликовала снимок граффити с Че Геварой, под надписью – «Настоящая революция впереди», и посвятила ему целый репортаж. «В Виннице кто-то затевает революцию. Об этом красноречиво говорит граффити на стене дома в центре города”, – пишет об этом рисунке журналистка Мирослава Соколова. Она провела настоящее расследование, пытаясь установить его авторов. Надо думать, ведомства Турчинова и Луценко скоро пойдут по ее следам.

Может быть, поэтому Винницкая парторганизация КПУ сделала вид, что ее люди здесь не при чем. «Про надпись ничего не знаю. По крайней мере, наши комсомольцы без нашего ведома такое бы сделать не смогли», – сказал секретарь местного обкома Роман Томенко. Товарищ секретарь плохо знает своих комсомольцев или просто боится, чтобы областной комитет КПУ не отождествили с образом Че Гевары, революцией и прочим «хулиганством». Впрочем, он все-таки намекает: к созданию рисунков причастны «энтузиасты левого направления». Кто же еще? Местный функционер «ПОРЫ» честно отмежевался от красного Че. Очень характерно, что эта тусовка политических наемников так и не сподобилась на создание ярких и сильных граффити, по образцу работ украинских левых. Чтобы рисовать такое, мало денег – пускай даже очень больших.

Между тем, рисунок неприятно озадачил городские власти. «От Че Гевары в мэрии не в восторге», – рассказывает журналистка. «Революция, которую проводил Че Гевара, ни к чему хорошему не привела, и это надо было бы знать авторам рисунка», – заявил ей чиновник с характерной фамилией Бурдяк. Как будто, к «хорошему» привели пятнадцать лет контрреволюции в его стране. Или же то, что они теперь называют «революцией» – наглая подмена, которую как раз разоблачает это красное граффити.

«В головах отдельных людей бродят настроения неизвестного происхождения. Существуют мысли про реванш», – бубнит мэрский чиновник. Как будто ему неизвестен источник этих идей – социальная действительность городских гетто. Мир этих ребят оказался последним и лишним – Третьим, а их «реванш» – всего лишь попытка вернуть себе человеческую жизнь. Понимание этого слепило «отдельных людей» в творческий коллектив. „Наші теми глибоко соціальні. Кожен текст – це нарис того життя, яке ми спостерігаємо в себе в районі, нарис того, що ми бачимо кожен день”, – говорит в интервью местному ТВ лидер левых райтеров – Андрей Ю. Властям еще предстоит понять, что они имеют дело с целым движением. И не в одной только Виннице.

Впрочем, за невнятными комментариями мэрии последовала быстрая и определеная реакция. «Надпись, как и сам портрет Че Гевары, скоро исчезнут. Михаил Бурдяк записал адрес дома, на котором корреспонденты «RIA» увидели революционный призыв, и пообещал, что его закрасят в ближайшее время», – тешит обывателя конец газетной заметки. „Че Гевары в Виннице не будет”, – обещает ее название.

Наивная публика. Конечно, Че Гевара останется в Виннице, и будет все чаще появляться на стенах ее домов. Они увидят еще не такое. Винницкий телеканал уже показал целый сюжет о рэп-формации «Червоний Мятеж», которую организовали те же, кто обещает настоящую революцию. Развитие уличной культуры протеста гармонично захватывает ее основные направления. Семена Sixtynine, заброшенные на винницкую землю, прорастают гроздьями гневных украинских текстов, и они понятны без перевода, как слова из прозвучавшего на весь город телерепортажа:

„Там, де є капіталізм – а він, власне, є всюди у світі, – там є реп. Тобто, там де є райони, в яких живуть прості робітники – там є реп. А якщо ми чуємо з екранів телевізорів реп, що є відсторонений від критики нашого суспільного життя – це попсовий реп, імітація репу”.

Читайте. Перед вами – первый красный рэп на украинском языке. Мысли и чувства тех, кто живет в украинском гетто.

Для кого зорі світять,
Навіщо весни квітом сліплять?
Чому серед страждань усе буяє?
Хто відповідь на це питання знає?
Усюди закони першості сили панують,
Скрізь багаті бідних грабують,
Та серед мороку пригнічення
Пробивається
Палаючих сердець
Яскраве свічення

Може, не для таких як ти і я
Обертається навкіл осі планета Земля?
Всі принади на цьому світі
Для нас недосяжні, бетоном закриті.
Все проходить за парканами незримими,
Озера очей вкриваються крижинами.
Ми не в змозі задовольнити
Найпростіші потреби
Мати мінімум з того, чого людині треба.

Буремність наша виходу шукає.
Миттєвість кожну в новому
Світлі відкриваєм.
Навкруг усе і ми – антиподи.
У нашій свідомості системні
Руйнуються закони.
Центр Всесвіту у кожному із нас.
Особистість хай вибухне на раз!
Ти "матрицю" з голови своєї стер?
Тепер ти вже не раб
Ти – РЕ-ВО-ЛЮ-ЦЬЙО- НЕР!

У нас свої принципи життєві!
Розум – гострий, реакції – миттєві

Да, их идейные принципы хорошо дополняются навыками борьбы. Впервые читая рэп перед камерой, ребята делают это вполне уверенно, не хуже дэцлов. Нарисовать левое граффити в центре города – это тоже надо уметь. Теория левой протестной культуры соединилась здесь с ее практикой, и это дало совсем неплохие, очевидные результаты.

Я знал одного подонка, гражданина ЕС. Как-то на выходные он поехал в Винницу – посмотреть на руины гитлеровской ставки и попробовать местных проституток. В понедельник, в офисе, делился впечатлениями: «в Виннице малолетки самые дешевые. И покорные», – акцент на последнем слове. Теперь в этом городе появились непокорные молодые люди. Хочется верить, что когда-нибудь они устроят этому господину то же, что сделали с зарывшимися в бункер «Вервольфа» нечеловеками их деды – такие же пацаны.

Левый культурный протест захватит другие города Украины, и вы обязательно увидите Че Гевару на вашей улице. Или нарисуете его сами, написав рядом ваши стихи. Дураки назовут это хулиганством, но мы знаем: красное граффити – важный инструмент в борьбе за сознание угнетенных, весомый вклад в общее дело борьбы с капиталом.

Тож давай тримати разом оборону,
На позиціях стоятимем до скону.
Утворимо свої бійцівські клани,
Порвати ланцюги, якими ми
Обкручені панами!

"Новая волна"
Час боротися
В белом гетто. Винница, 2005
Справжня революція попереду
Политическое граффити
Фрагмент
Винницкие работы на втором фестивале социального граффити
Sixtynine в Виннице
Андрей Юкиш на первом...
...И втором фестивалях
Так є
Так було
Эскиз к работе
Розслідування у вінницькій газеті
Антикапиталистическое граффити в Чернигове
"Останови капитализм, пока он не уничтожил тебя"
Создание
Текст Sixtynine
Ленин на Келецкой
Жив
  Андрей Манчук